Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан

5743

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2023 года № 11 «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 3) пункта 1-1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2023 года № 11 «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 3) пункта 1-1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э. А., судей Ескендирова А. К., Жакипбаева К. Т., Жатканбаевой А. Е., Кыдырбаевой А. К., Мусина К. С., Нурмуханова Б. М., Онгарбаева Е.А., Подопригоры Р. А., Сарсембаева Е. Ж. и Ударцева С. Ф. с участием:

субъекта обращения – гражданина Наумцева С. В.,

представителей:

Сената Парламента Республики Казахстан – депутата Рустемова Р. Р.,

Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан – вице-министра Искакова К. Ж.,

Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-министра Мукановой А. К.,

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т. Б.,

Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан – заведующего отделом анализа законодательства и национального превентивного механизма Национального центра по правам человека Сейтжанова С. Ж.

рассмотрел в открытом заседании обращение гражданина Наумцева Сергея Владимировича о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 3) пункта 1-1 статьи 14 Закона Республики Казах­стан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

Заслушав сообщение докладчика – судьи Конституционного Суда Респуб­лики Казахстан Подопригоры Р. А., изу­чив материалы конституционного производства, проанализировав международный опыт, законодательство Республики Казахстан и отдельных зарубежных стран, Конституционный Суд Республики Казахстан

установил:

В Конституционный Суд Республики Казахстан поступило обращение граж­данина Наумцева С. В. о признании не соответствующим пункту 2 статьи 4 и пункту 1 статьи 18 Конституции Респуб­лики Казахстан подпункта 3) пункта 1-1 статьи 14 Закона о СМИ, в соответствии с которым средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица в случае, если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Данная норма Закона о СМИ была применена судами первой и апелляционной инстанций в гражданском судопроизводстве (судом города Актобе, решение от 21 сентября 2022 года, и судебной коллегией по гражданским делам Актюбинского областного суда, постановление от 22 ноября 2022 года) при отказе в удовлетворении исковых требований Наумцева С. В. о возложении обязанности удалить его фотоизображение, опубликованное в 2013 году без его согласия в средствах массовой информации, а также апелляционной жалобы.

Субъект обращения считает, что указанная норма Закона о СМИ не соответствует пункту 2 статьи 4 (Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Рес­публики Казахстан) и пункту 1 статьи 18 Конституции Республики Казахстан (каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства), в связи с чем просит признать ее неконституционной.

В обращении также содержится просьба об исключении подпункта 3) пункта 1-1 статьи 14 Закона о СМИ или принятии других действий для обеспечения конституционности данного подпункта по усмотрению суда.

При проверке конституционности подпункта 3) пункта 1-1 статьи 14 Закона о СМИ, не оценивая законность и обоснованность судебных актов в рассматриваемом деле, применительно к предмету обращения Конституционный Суд исходит из следующего.

1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Конституции). Основополагающий для правовой системы Казахстана характер данной нормы, приоритет общечеловеческих ценностей были обозначены в некоторых нормативных постановлениях Конституционного Совета Республики Казахстан (от 21 декабря 2001 года № 18⁄2, от 1 июля 2005 года № 4 и других).

В обеспечение приоритета прав и свобод человека в Основном Законе содержится ряд фундаментальных положений о том, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией (пункт 1 статьи 12); права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (пункт 2 статьи 12).

Казахстан взял на себя обязательства по соблюдению и защите прав и свобод человека и в рамках международных договоров, являющихся составной частью действующего права на основании пункта 1 статьи 4 Конституции. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированным Республикой Казахстан Законом от 28 ноября 2005 года, государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в данном Пакте.

2. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства относится к числу фундаментальных прав человека, закрепленных и охраняемых Конституцией (пункт 1 статьи 18).

Соответствующие обязательства государства по обеспечению гарантий, связанных с неприкосновенностью частной жизни, содержатся и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Так, в статье 17 Пакта закреплено, что никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию (пункт 1) и что каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств (пункт 2).

При характеристике права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, применительно к рассматриваемому обращению, следует учитывать, что это право:

предоставляет человеку возможность распоряжаться информацией и конт­ролировать информацию, которая, по его мнению, должна быть недоступна другим лицам или храниться в тайне. Информация, в приватности которой заинтересовано лицо, может существовать в разных формах, содержаться на различных носителях и передаваться всевозможными способами;

защищает от распространения информации в самых различных источниках, включая те, которые используют современные коммуникационные технологии (социальные сети, мессенджеры и другие интернет-ресурсы);

может затрагивать и защищать разнообразные аспекты частной жизни человека, включая личные, семейные, профессиональные, творческие, социальные, имущественные, политические, религиозные, гендерные, экономические, поведенческие и любые другие, которые человек не хочет раскрывать для других;

включает в себя право требовать защиты от произвольного или незаконного вмешательства в частную жизнь, нарушения права на личную и семейную тайну;

должно быть защищено как от произвольного и незаконного вмешательства государственных органов и организаций, так и частных субъектов;

предполагает, что даже допустимое законом вмешательство в него должно быть обоснованным, соразмерным и недискриминационным;

должно учитывать конституционное право на свободу слова, право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом;

не является абсолютным и может быть ограничено в установленных законом случаях.

3. Помимо Конституции право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну охраняется другими нормативными правовыми актами и содержащимися в них инструмен­тами: статьи 144 – 146 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года;

статьи 15, 16, 79, 508 Кодекса Респуб­лики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года; статьи 147 – 149 Уголовного кодекса Рес­публики Казахстан от 3 июля 2014 года;

статья 13 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года; статьи 8, 38, 48 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года;

пункт 3-4 статьи 14 Закона Респуб­лики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»; Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите» и другие.

4. Право на изображение, которое, по мнению субъекта обращения, было нарушено средствами массовой информации, охватывается конституционным правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Человек вправе разрешать, запрещать или иным способом контролировать использование своего изображения, в том числе с тем, чтобы оно не было доступно для других. Человек также вправе рассчитывать на то, что изображение, содержащееся в официальных документах, материалах и иных источниках информации, к которым он не имеет доступа или имеет ограниченный доступ, при отсутствии законных на то оснований не будет использовано другими без его согласия и вправе прибегнуть к правовой защите в случае соответствующих нарушений.

Право на изображение также защищается не только конституционными нормами. Так, в соответствии с пунк­том 1 статьи 145 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) никто не имеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти – без согласия наследников. В соответствии с пунк­том 2 этой же статьи опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если изображенное лицо позировало за плату или это установлено законодательными актами. Конституционный Суд придерживается позиции, неоднократно высказанной Конституционным Советом Республики Казахстан, о том, что ограничение прав и свобод актами меньшей юридической силы, чем законы, не согласуется с пунк­том 1 статьи 39 Конституции (нормативные постановления от 27 марта 1998 года № 1⁄2, от 21 апреля 2004 года № 4, от 23 августа 2005 года № 6 и другие).

В случае, если изображение относится к персональным данным, следует учитывать статьи 7 и 15 Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите», в соответствии с которыми сбор, обработка, распространение персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных.

5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну не является абсолютным и не подлежащим ограничениям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Более того, статья 18 Конституции не содержит прав, в отношении которых не допускается установление ограничений ни в каких случаях (пункт 3 статьи 39 Основного Закона).

Положение закона о возможности опуб­ликования изображения в средствах массовой информации без согласия изображаемого лица ограничивает право этого лица на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Но такое ограничение допускается при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 39 Конституции. В соответствии с ранее высказанной позицией Конституционного Совета защита конституционного строя, охрана общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения могут обусловить ограничение прав и свобод, если такое ограничение адекватно законно обоснованным целям и отвечает требованиям справедливости, является пропорциональным, соразмерным и необходимым в демократическом государстве для защиты конституционно значимых ценностей (нормативное постановление от 27 февраля 2008 года № 2).

6. В соответствии с подпунктом 3) пунк­та 1-1 статьи 14 Закона о СМИ, который оспаривается на предмет соответствия Конституции субъектом обращения, средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица в случае, если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Сопоставление рассматриваемого подпункта с условиями пункта 1 статьи 39 Конституции показывает, что ограничение:

установлено законом;

может рассматриваться необходимым, поскольку отвечает насущным потребностям государства и общества в конкретных ситуациях. Эти потребности могут превалировать над интересами лица, заключающимися в невмешательстве в его частную жизнь, сохранении личной и семейной тайны (например, при розыскных мероприятиях, поиске пропавших, выявлении пострадавших от правонарушений и другие). Вопросы соизмерения права на неприкосновенность частной жизни (включая право на изображение) и публичной потребности во вмешательстве в частную жизнь человека должны приниматься во внимание при оценке допустимости такого вмешательства в процессе правоприменительной практики;

преследует конституционно признаваемые цели: защиту конституционного строя, охрану общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения;

является соразмерным.

Указанные выше цели могут быть достигнуты с помощью рассматриваемого ограничения (распространение изображения без согласия лица), которое не является избыточным. Общественное благо, полученное в результате ограничения в конкретной ситуации, может быть больше, чем вред, им причиненный.

Цели исключений (ограничений), предусмотренные подпунктом 3) пунк­та 1-1 статьи 14 Закона о СМИ, буквально совпадают с целевыми установками ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 39 Конституции, что свидетельствует о соблюдении конституционного подхода к ограничениям прав и свобод человека в рассматриваемом случае.

В то же время Конституционный Суд считает, что если использование изображения в тексте распространяемой информации без согласия изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения, то такие цели должны быть главными и четко выраженными. Несоблюдение этого условия может привести к незаконному вмешательству в частную жизнь, в то время как одним из принципов деятельности средств массовой информации является уважение частной жизни, чести, достоинства человека и гражданина (подпункт 4) статьи 2-1 Закона о СМИ).

7. В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Конституции осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Таким образом, право на изображение не должно создавать необоснованные затруднения гражданам в реализации других прав, в частности, права на свободное получение и распространение информации (статья 20 Конституции),

а также препятствия средствам массовой информации в информировании

о событиях, вызывающих общественный интерес, и об участвующих в них или имеющих к ним отношение лицах. В связи с этим принципиальным является нахождение разумного баланса между правом на охрану частной жизни, включая право на изображение, и правом на распространение информации, имеющей общественную значимость.

8. Вопрос о соответствии подпункта 3) пункта 1-1 статьи 14 Закона о СМИ пункту 2 статьи 4 Конституции непосредственно связан с вопросом определения соответствия этого подпункта рассмотренным выше конституционным положениям. Конституция закрепляет права и свободы человека, включая право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также возможность их ограничения законом. Если ограничения, предусмотренные в Законе о СМИ, соответствуют конституционным нормам, положение о высшей юридической силе Конституции и ее прямом действии не должно ставиться под сомнение. И, наоборот, если ограничения, предусмотренные в законе, не соответствуют конституционным нормам, то закономерен вывод о нарушении конституционного положения о высшей юридической силе Конституции.

9. В обращении также поставлен воп­рос об исключении подпункта 3) пунк­та 1-1 статьи 14 Закона о СМИ или принятии других действий для обеспечения конституционности данного подпункта по усмотрению суда. Последствия принятия Конституционным Судом итоговых решений определены в статье 63 Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 58, 62 и подпунк­том 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года «О Конституционном Суде Республики Казахстан», Конституционный Суд Республики Казахстан

постановляет:

1. Признать подпункт 3) пункта 1-1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» соответствующим пункту 2 статьи 4 и пункту 1 статьи 18 Конституции Респуб­лики Казахстан.

2. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Респуб­лики Казахстан.

Конституционный Суд

Республики Казахстан

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Свет возвращается в села СКО
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Неприглядные врата страны
Внеплановые проверки в школах и детсадах будут проходить без уведомления
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]