Новая жизнь старого театра, или Огни рампы в режиме онлайн Статьи 21 апреля 2020 г. 9:59 1010 Елена Брусиловская Но вопреки всем сложностям жизни театр продолжает жить. Он лишь сменил декорации и шагнул со сцены в интернет-пространство. Как работается театру в новом качестве? Об этом мы попросили рассказать его директора, заслуженного деятеля РК, лауреата национальной театральной премии «Сахнагер» Юрия Якушева.– Юрий Александрович, я знаю, что Вы планировали еще 27 марта отметить очередной премьерой День театра, но все Ваши планы разрушил коварный вирус. Прямо драматургия выстраивается, причем по шекспировской формуле: мир – театр, а мы в нем актеры.– Но, видимо, это получается невеселая драматургия. Тем не менее коллектив театра не падает духом, встраиваясь в эти новые для всех нас жизненные обстоятельства. Мы продолжаем жить, учимся работать в непривычных пока условиях, вселяя в наших онлайн-зрителей оптимизм и уверенность в хорошем исходе. Показ спектаклей в театре мы прекратили еще 13 марта, до 20 марта работали в репетиционном режиме. Ко Дню театра 27 марта действительно собирались сыграть премьеру – спектакль «Вдовий пароход» по одноименной повести Ирины Грековой, его должен был выпустить режиссер Андрей Кизилов. Параллельно шла работа на Малой сцене над спектаклем «Мой папа – Питер Пэн» по пьесе Керен Климовски, режиссер Дмитрий Скирта. Но, к сожалению, 20 марта все работы пришлось прекратить, потому что ужесточался карантинный режим, а перед Наурызом все вынуждены были уйти в своеобразный простой. С 30 марта на театре, наверное, впервые за всю его историю в театральный сезон, образно выражаясь, висит замок. Это значит, что в театре никого нет, кроме технических служб, которые обеспечивают безопасность и жизнеобеспечение здания – это охрана, противопожарная служба, дежурные сантехник и электрик. Такая группа из четырех человек меняется каждые сутки.Но перед этим, когда еще шел репетиционный период и работали цеха, был кинут клич – помочь в тяжелой ситуации городу, и мы приступили к пошиву масок. Сначала обеспечили себя, потом стали шить по просьбам медучреждений. Надо сказать, в этот процесс включились все театры и концертные организации города.В короткий срок театры Алматы выдали 12 тысяч 300 масок. Очень активно этим занимался немецкий театр, корейский, казахский драматический имени Ауэзова, казахский ТЮЗ имени Мусрепова. Так мы работали, пока у нас был материал – поначалу мы использовали тот, что был у нас в театре на складе, потом материал стал к нам поступать от медучреждений. И к началу объявления в городе карантина театр изготовил порядка 800 масок. Потом, естественно, мы были вынуждены остановить эту работу. Дело в том, что у нас большие стационарные швейные машины, которые невозможно демонтировать и унести домой, как, например, это сделали в немецком и корейском театрах, где более компактное швейное оборудование, и, насколько я знаю, они продолжали шить маски на дому.А мы вынуждены были работать в удаленном режиме – первыми отправили по домам актеров, затем финансовые и технические службы, пока не остались лишь технические дежурные смены.– Но театралы могут смотреть Ваши спектакли?– Да, Министерство культуры и спорта РК сразу же запустило проект показов спектаклей в онлайн-режиме. Но в прямом смысле это сделать технически оказалось невозможным. – Почему?– Потому что онлайн-показ предполагает прямую трансляцию. А у нас, во-первых, не играются сейчас спектакли, а во-вторых, чтобы организовать такую онлайн-трансляцию, нужно специальное оборудование. К сожалению, алматинские театры пока что такого не имеют. И тогда было принято решение организовать показ спектаклей, которые у нас записаны на видеопленку. – Это спектакли разных лет?– Да, начиная где-то с середины 90-х, когда были сделаны первые такие записи. У нас создалось нечто вроде рабочей группы, члены которой отсматривали спектакли на предмет их технической пригодности, чтобы их можно было пропустить через социальные сети, возникали и вопросы с авторскими правами, то есть сложностей было много. Но мы оперативно собрали все спектакли в репертуар, и мне кажется, что очень достойно вышли из непростого положения.– Я смотрела Ваш репертуар на сайте театра, Вы предлагаете для просмотра свыше 20 спектаклей...– Да, показ таких спектаклей начался с 20 марта, и этот график у нас расписан до конца апреля. Жалко, конечно, что качество записи спектаклей 90-х годов не вполне отвечает современным требованиям. – Но, наверное, это урок на будущее – такой фонд театру просто необходим. – Конечно, мы и сейчас делаем записи спектаклей, но в основном в рабочем режиме, это связано с тем, чтобы облегчить ввод в спектакль новых актеров: иногда жизнь этого требует, ведь актеры – живые люди, они болеют, бывает, что уезжают в другие города…– А не лучше ли создавать такой записной фонд на высоком техническом уровне, чтобы потом можно было смотреть спектакли в Интернете? Согласитесь, что это продлевает им жизнь, ведь спектакль, как мимолетное видение – его показали и все. Он остается только в памяти зрителей. – Это имеет право на жизнь только тогда, когда спектакль уже снят с репертуара, иначе это теряет смысл. Видите ли, мы не театральная Москва, где сотни театров и больше десяти миллионов жителей. Алматы – небольшой город, у нас нет такого количества зрителей, поэтому выставлять ведущие спектакли на всеобщее обозрение – это значит, терять кассу. Люди перестанут идти в театр.– Не думаю. Истинные театралы знают, что смотреть спектакль в зрительном зале или дома, сидя перед экраном, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Прерывается та незримая, но очень важная ниточка, что связывает актеров на сцене и зрителей в зале, которая в итоге и дает незабываемый эффект непосредственного духовного и душевного контакта.– Вы правы, поэтому в ситуациях, когда театр не работает, или, как я уже сказал, спектакль снят с репертуара, или чтобы поддержать зрительский интерес к театру, такие показы, вероятно, нужны. Наверное, запись спектаклей на пленку тоже важна для истории театра. К сожалению, уходят из жизни талантливые актеры, например, такие как Владимир Толоконников. Приезжают для постановки режиссеры с мировыми именами, а спектакли с их участием продолжают жить. Более того, интернет-пространство раздвигает рамки одного города, делая спектакли всеобщим достоянием. Они остаются как золотой фонд для потомков. – Юрий Александрович, пожалуйста, расскажите более подробно о репертуаре, созданном для показа в режиме онлайн. – В нем представлена вся палитра, здесь нет ограничений по жанру – и мелодрамы, и комедии, и трагедии. Это и классика, русская и зарубежная, и современная драматургия. Об этом говорят уже названия спектаклей – «Ромео и Джульетта» Шекспира в постановке грузинского режиссера Георгия Маргвелашвили, «Таланты и поклонники» Островского в постановке Юрия Борисовича Померанцева, «До третьих петухов» по рассказам Василия Шукшина, постановка Андрея Кизилова, «Фуршет после премьеры» Валерия Красногорова в постановке известного московского режиссера Романа Виктюка, ряд спектаклей, в разные годы поставленных художественным руководителем нашего театра Рубеном Суреновичем Андриасяном – «Венецианские близнецы» Карла Гольдони, «Вишневый сад» Чехова, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина и другие.Причем в числе этих репертуарных спектаклей есть и уже забытые, поставленные много лет назад, как, например, «Лесная песня» Леси Украинки, «Кабала святош» Михаила Булгакова в постановке Юрия Коненкина, «Вальс одиноких» Сергея Злотникова, режиссер Борис Преображенский. Те же «Венецианские близнецы», например, были сняты более 20 лет назад, еще в 1997 году. К этому хотелось бы добавить, что когда еще можно было передвигаться по городу, театр запустил программу под названием «Карантинник».– Типа капустника?– Нет, это нечто иное. С 20-х чисел марта мы начали проводить в онлайн-режиме встречи с актерами, которые прямо из дома рассказывали о своей работе, общались со зрителями, отвечали на их вопросы. В таком режиме мы проработали до объявления в городе карантина. Организацией «Карантинника» занимались главный администратор Диана Балаян, технически режиссировал передачи Илья Бобков, дизайнер Юрий Харитонов делал заставки.В этом проекте активно участвовали наши молодые артисты – Камилла Ермекова, Арлан Касиманов, Наталья Гурьянова, Владислав Букаткин, Лидия Лагунова, Дима Багрянцев и другие.А потом, после 30 марта, опять сменились декорации – появился запрет по передвижению, и наши ребята стали делать дома какие-то записи, а потом выкладывали их в соцсети и на сайт театра. В таких показах участвовали наши ведущие актеры – Дмитрий Скирта с Анастасией Темкиной, Сергей Уфимцев, Роман Жуков, Виктория Павленко, Ольга Ландина.Пользуясь случаем, я хочу выразить огромную благодарность всем, кто принял в этом участие – и актерам, и режиссерам, и техникам, и художникам. Большую работу здесь провела фотограф нашего театра Марина Константинова, которая отсматривала все спектакли, непосредственно работая с соцсетями, формировала репертуар. Нас очень поддерживает Министерство культуры и спорта, те же «Карантинники» выходили в рамках министерского проекта – «Өнер-онлайн». В этом плане министерство много делает – в онлайн-режиме организованы мастер-классы, наши ведущие артисты раскрывают секреты актерского мастерства, музеи проводят виртуальные экскурсии. Такая работа сейчас очень важна. Все учреждения культуры страны мощной единой командой выходят в эфир на разных каналах, в Интернете, чтобы поддержать наших соотечественников в столь непростой период в жизни страны. Когда мы вместе, мы все преодолеем.
25 августа 2024 г. 16:00 В ЕС назвали необоснованным объявление результатов выборов президента Венесуэлы
2 августа 2024 г. 0:00 Гражданин США Мелвин Граф отправился в Северный Казахстан, чтобы восстановить историю жизни своего отца
9 августа 2024 г. 1:00 Непростая жизнь одной песни. «Қарағым-ай» стала учебным пособием для многих вокалистов
3 августа 2024 г. 13:40 Всемирные игры кочевников: какие состязания пройдут во Дворце единоборств им. Ж. Ушкемпирова в Астане
15 августа 2024 г. 17:00 Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде