
Формирование показателей занятости в Казахстане осуществляется на основе международных стандартов Международной организации труда. Они используются в большинстве стран мира, что позволяет получать данные, сопоставимые на мировом уровне.
Казахстан, как и большинство стран, использует метод выборочных обследований занятости населения, которые проводятся с 2001 года. Сегодня занятые делятся на занятых по найму (наемных работников) и самозанятых (занятых без найма). В свою очередь самозанятые разделяются на 2 группы: продуктивно и непродуктивно занятые.
Основным критерием выступает уровень среднемесячных доходов, получаемых от производства товаров, работ, услуг. При этом уровень среднемесячных доходов соотнесен с величиной прожиточного минимума, сложившегося в каждом регионе Казахстана.
Так, по итогам выборочного обследования занятости населения во II квартале 2018 года в экономике Казахстана было занято 8,6 млн человек, в том числе 6,6 млн человек заняты по найму, 2,1 млн человек – самозанятые. Безработных – 441,4 тыс. человек.
Самозанятое население присутствует во всех странах мира, существенно отличаясь по доле к общей численности рабочей силы. К примеру, в таких странах, как США, Канада, Норвегия, их доля составляет менее 10% от рабочей силы. Казахстан наряду с такими странами, как Турция, Греция, Мексика, Корея, относится к группе стран, в которых доля самозанятых находится на уровне 25%.
Самозанятое население для Казахстана является продуктом переходного периода. Об этом свидетельствует анализ динамики численности занятого населения за последние 25 лет.
Так, за период с 1991 по 2001 год самозанятое население выросло в 8,7 раза, что связано с переходным периодом и расформированием Государственного фонда занятости и соответствующих структур занятости в 1999 году. С 2001 по 2011 год численность самозанятых сократилась, но лишь на 115 тыс. человек, в связи с тем, что адресная работа с самозанятыми не велась.
Однако с 2011 года в связи с активной реализацией «Дорожной карты занятости» наблюдается динамика по снижению количества самозанятых на 657 тыс. человек. Сегодня самозанятыми в основном являются жители сел (63,2%), большая часть которых занята в сельском хозяйстве (54%) и большинство имеет только среднее школьное образование (60%). Городские самозанятые в большинстве представлены в торговле (49,4%). Непродуктивными от общего числа являются 9,7%, получающие доходы ниже величины прожиточного минимума.
По численности самостоятельных работников лидируют Туркестанская область (359 тыс. человек), Алматинская область (273 тыс. человек) и Восточно-Казахстанская область (201 тыс. человек).
Наименьшее количество самозанятого населения наблюдается в Мангистауской (24 тыс. человек), Атырауской (31 тыс. человек) и Карагандинской области (53 тыс. человек). В городах республиканского значения численность самозанятых также невысока: Астана (35,7 тыс. человек) и Алматы (70 тыс. человек). В возрастном разрезе наиболее высокий уровень самозанятости (39%) приходится на лица старше 45 лет.
В настоящее время Правительством проводится работа по привлечению самозанятого населения в пенсионную систему и систему социального медицинского страхования через формализацию его деятельности и охват мерами по вовлечению в продуктивную занятость.
В рамках этой работы актуализирован статус 1,4 млн из 2,7 млн человек, не имевших статуса в государственных базах данных. 548,4 тыс. работников заключили трудовые договоры, и по ним начали поступать обязательные пенсионные взносы, 84 тыс. человек – получатели социальных выплат, 19 тыс. – получатели адресной социальной помощи, 17,7 тыс. человек зарегистрированы как безработные, 13 тыс. предпринимателей зарегистрировали свою деятельность.
Созданы республиканские и региональные штабы по формализации, запущена акция «Заключи трудовой договор», активно применяются иные меры содействия формализации.
К настоящему моменту по темпам актуализации лидирующими регионами являются Карагандинская, Павлодарская, Костанайская и Акмолинская области. В каждой из них актуализированы более 59% лиц, не имевших статуса на начало года.
Наименьшие показатели актуализации наблюдаются в Восточно-Казахстанской (41%), Западно-Казахстанской (41%), Атырауской области (41%) и в Астане (37%).
Большинство лиц без статуса по стране сконцентрировано в пяти регионах. В Туркестанской и Алматинской областях – по 15%, Алматы – 9%, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях – по 8%.
По самозанятым и безработным, являющимся крупными категориями неформально занятого населения, активно применяются меры вовлечения в продуктивную занятость. Сегодня 382,1 тыс. человек, или 67% от общего годового плана, вовлечены в Программу продуктивной занятости. 92,7 тыс. человек были охвачены из числа целевых групп населения, в том числе: трудоустроены на постоянные рабочие места – 62 тыс. человек; направлены на краткосрочные курсы – 12 тыс. человек; на социальные рабочие места – 8 тыс. человек; на молодежную практику – 3,4 тыс. человек; на общественную работу – 12,4 тыс. человек.
Активная работа по вовлечению в продуктивную занятость из целевой группы наблюдается в Карагандинской, Павлодарской областях и в Астане.
В целом с начала года работу по вовлечению в продуктивную занятость удалось поставить на качественно новый уровень. В каждом регионе созданы «горячие линии», куда работающие граждане могут сообщать о фактах принуждения к оплате «в конвертах» и неперечисления обязательных пенсионных выплат.
В регионах разработаны детальные планы мероприятий местных исполнительных органов в разрезе каждой крупной категории (лица, работающие в личном подсобном хозяйстве; неформально занятые наемные работники; лица, ищущие работу, и безработные; самозанятое население).
Также проводится работа по формализации оставшихся неактуализированных лиц, нуждающихся в оказании мер государственной поддержки. Это наемные работники, работающие без трудовых договоров, самозанятые на индивидуальной основе, занятые в личном подсобном хозяйстве и незарегистрированные безработные.
В целях создания правовых и социальных основ для реализации системных мер по учету и формализации занятости населения принимаются меры правового характера.
Так, разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам формализации занятости населения».
В его рамках предусматривается: внедрение Единого совокупного платежа, позволяющего участвовать в системах социального и медицинского страхования, оплачивая 1 МРП ежемесячно в городской и 0,5 МРП – в сельской местности; введение единых определений и пересмотр категорий занятых лиц; унификация плательщиков социальных платежей, взносов для участия в системах пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.
На сегодня для актуализации статусов граждан разработаны принципиально новые каналы – на портале электронного правительства, в центрах обслуживания населения и колл-центрах.
Таким образом, новые подходы в сфере занятости позволят обеспечить конкурентоспособность страны и ее граждан. Трудовые ресурсы страны станут профессионально и географически мобильными, способными к быстрой адаптации в меняющихся условиях рынка труда и экономики. Эффективно действующие институты позволят найти лучшее место для каждого работника и раскрыть его личный потенциал в наибольшей степени.
При этом прогнозируется, что уровень безработицы не превысит 4,9% в 2018 году и 4,8% к 2025 году, а число высокопроизводительных рабочих мест увеличится на 3,1% за 2018 год (по отношению к предыдущему) и на 4,2% в 2025 году (по отношению к предыдущему).
В результате принятых мер ожидается повышение уровня доходов населения и, соответственно, качества жизни.