Сергей Иванович Калмыков называл себя «последним из русского авангарда», «певцом Оренбурга». Но невероятную популярность он приобрел именно в Казахстане, и только много лет спустя после смерти. Неудивительно, что публикация рукописей Оренбургским благотворительным фондом «Евразия» при содействии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и посольства Казахстана в России стала своего рода сенсацией.
«Его невероятный образ блаженного, городского чудака, хорошо помнит Олжас Сулейменов, называли его «алмаатинским Шагалом», а Юрий Домбровский описал художника в своем романе «Факультет ненужных вещей», – напомнил президент фонда «Евразия» Игорь Храмов, по инициативе которого и состоялась алматинская презентация. – Под именем Матвея Каца необычный художник стал героем романа Давида Маркиша «Белый круг», репродукции работ Калмыкова есть на почтовой марке Казахстана и на юбилейной серебряной монете достоинством в 500 тенге».
«Необычайные абзацы», охватив жизненный отрезок с 1916 по 1929 год, представили оренбургский период Калмыкова, а также годы его учебы в Петербурге и Москве, посещения Илецкой Защиты. И таким образом осветили интереснейшую эпоху революции, гражданской войны, первых лет Советской страны и причудливо объединили в себе черты авангардистского манифеста, мемуаров и лирического дневника.
Оренбургский искусствовед и составитель нового издания Игорь Смекалов подчеркнул, что «Необычайные абзацы» давно разобраны исследователями на цитаты, но лишь теперь представлены читателю во всей полноте. Президент фонда «Евразия» Игорь Храмов в свою очередь назвал Сергея Калмыкова, пожалуй, единственным из художников ХХ века, чье имя наиболее окутано легендами, мистикой и небылицами. Он жил в Оренбурге и Алма-Ате. Но его изображение, не ведая того, хотя бы раз в жизни видел практически каждый житель СССР – на картине «Купание красного коня». Автор этого произведения и учитель Калмыкова – Кузьма Петров-Водкин – запечатлел своего ученика в образе юноши на крупе коня якобы в знак благодарности за идею картины.
Родившийся в конце XIX века в Самарканде, Сергей Калмыков провел свои лучшие годы в Оренбурге с перерывом на учебу в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и Санкт-Петербурге у учителей Кузьмы Петрова-Водкина и Мстислава Добужинского. В Оренбурге Калмыков являлся членом местного отделения Ассоциации художников революционной России, работал декоратором в театре, оформителем парадов и демонстраций, был участником выставок общества «Жар-Цвет». В 30-е годы создавал декорации для передвижной оперы Федора Вазерского, а после 1937-го покинул Оренбург и обосновался в Алма-Ате.
Автор более полутора тысяч картин, гравюр, рисунков и эскизов театральных декораций, непризнанный при жизни и всеми забытый в ее конце, Сергей Иванович Калмыков сегодня привлекает пристальное внимание. Издание литературных зарисовок художника наглядно показало: наступил некий момент истины, прозрение о бесценности нашего общего российско-казахского достояния. Переговоры, проведенные фондом «Евразия» в Алматы, показывают, что тема Калмыкова, 125-летие которого отмечается этой осенью, еще далеко не исчерпана: «Необычайные абзацы» ожидают алматинского продолжения из жизни необычного художника.