Этот древнейший итальянский город Умбрии широко известен культурными традициями и фестивалями всех степеней серьезности. Принесший победу нашей соотечественнице конкурс родился 25 лет назад и по сию пору весьма популярен среди юных танцовщиков Европы и стран Содружества. Сегодня должность худрука в нем занимает бывшая балерина Ирина Кашкова, а возглавляет жюри прославленный балетмейстер Вячеслав Гордеев.
В Италию Нурия поехала вместе с бессменным преподавателем Гульзирой Ашимовой. До этого творческий тандем уже трижды выезжал в «большой свет». Результатом участия в международном конкурсе классического танца имени Любови Гершуновой (Россия) была первая премия, жюри международного конкурса «Орлеу» (Казахстан) отметило выступление балерины дипломом, а итогом фестиваля-конкурса «Танцевальный Олимп» (Германия) стала бронза.
Танцевать Нурия начала с нежного возраста. Сначала коротала дни в балетном зале, на репетициях родителей - Жанат и Алия Картамысовы известные в Казахстане танцовщики. Там, в «театральных ясельках», глядя на папу и маму, пыталась исполнить первые пируэты, арабески и па-де-зефиры. А позже, в девятилетнем возрасте, пришла вслед за папой в Алматинское хореографическое училище им. А. В. Селезнева.
Для участия в конкурсе были подготовлены три танца - вариации из балетов «Тщетная предосторожность», «Пахита» и «Корсар». В работе над образом танцовщице помогала заслуженная артистка Казахской ССР Людмила Георгиевна Рудакова.
Однако без неожиданностей не обошлось - сцена Оперного театра Менотти, где предстояло выступать, была с «покатом». На ней даже не танцуя, чувствуешь притяжение оркестровой ямы. Коварный градус наклона и пришлось оперативно корректировать на последних репетициях перед выступлением.
Как признается Нурия, самым трудным для нее оказался второй тур конкурса. Мешала - временами до слез - соревновательная горячка. Не менее сложно было перестроиться с образа влюбленной Лизы и воплотить на сцене яркую, дерзкую цыганку Пахиту. Тем более, что в повседневной жизни юной балерине не свойственен жгучий темперамент ромалэ.
- Она смотрелась очень выигрышно, - вспоминает Гульзира Ашимова. - Видна советская балетная школа, основанная на системе Вагановой, которая подразумевает красоту линий, образность и фактуру артиста. То есть фигура должна соответствовать определенным критериям: длинные руки и ноги, маленькая голова, тонкая кость. У Нурии это все есть. Ну и конечно, она очень чисто оттанцевала все три тура. Ее европейские соперницы и соперники (гендерного деления в конкурсе не было) были очень сильны в технике. Они делают по пять пируэтов на пальцах. Вращаются так, что вместо танца на сцене видишь юлу: ни лица не различишь, ни красивого арабеска. Наша победа заслужена. Но это только начало пути. Сегодня для Нурии важно пройти испытание медными трубами. Я так ей и говорю: «Нурька, не задирай нос, а то упадешь».
Анна ЛИТОВА,
Алматы