Сегодня можно уверенно говорить о том, что евразийская интеграция стала объективным следствием общемировых тенденций. Говоря о евразийском векторе развития Казахстана, Глава государства в одном из своих выступлений подчеркнул: «Экономическая интеграция является задачей всего глобального мира в XXI веке. Ни одна страна, даже самая великая, без интегрированности экономики не может развиваться. А наша быстрорастущая экономика требует новых рынков, для этого мы идем на интеграцию – экономическую, не политическую».
Опыт созданного в январе 2012 года Евразийского научно-исследовательского центра КазНУ под руководством патриарха отечественной науки профессора Жораса Ибрашева показывает, что, часто апеллируя к экономическим показателям, эксперты мало говорят об иных преимуществах евразийской интеграции, которые, бесспорно, есть. Именно поэтому нужно вырабатывать новые подходы в области культуры и образования, которые бы продвигали мировоззренческие идеи Евразийского союза с учетом преемственности традиций и сохранения национальных и культурных особенностей стран-участниц.
Социологические исследования показывают низкий уровень информированности населения о происходящих процессах, вследствие чего наблюдается некоторая настороженность. Неудивительно, что сегодня ЕАЭС нередко называют «проектом элиты». У академического сообщества как раз есть все возможности придать государственным установкам на интеграцию необходимую глубину посредством и экспертного обсуждения, и работой образовательных учреждений по разъяснению молодежи преимуществ евразийской интеграции. ЕАЭС должно полностью соответствовать требованиям конкурентной экономики, а именно экономики знаний. Причем достигнуть прорыва можно будет, поддержав вузовские инициативы по развитию единого научно-образовательного пространства. И здесь необходимо совместное участие государств в деле подготовки кадров будущей евразийской формации и в деле привлечения молодежи к реализации социокультурных задач нового интеграционного направления.
В связи с этим на первый план выдвигаются задачи формирования единой образовательной политики ЕАЭС и ее корреляции с требованиями Болонского процесса. Ведь именно в области образования и науки кроются неисчерпаемые резервы расширения взаимодействия стран-участниц и усиления их интеллектуального потенциала. Кроме того, в процессе формирования евразийской системы образования важно учитывать этнические, языковые, региональные, социокультурные особенности стран. Необходимы также разработка общих стандартов и принципов в работе учебных заведений, определение единых требований к оценке качества образования и контроля, взаимное признание документов об образовании и профессиональной деятельности.
Интеграционные процессы также требуют планирования и реализации совместных научно-исследовательских и культурно-образовательных проектов по проблемам евразийской интеграции, расширения географии культурно-образовательных, научно-интеллектуальных мероприятий и форумов, расширения академической мобильности студентов и преподавателей. Научная и творческая интеллигенция должна совместно работать над выработкой новых ценностных ориентиров будущего Евразийского экономического союза, ибо только универсальная наднациональная идеология, разработанная и принятая самой общественностью стран ЕЭС, сможет обеспечить надежность нового Экономического союза. Иного пути придать импульс евразийской интеграции у нас сегодня нет.
Каримжан ШАКИРОВ,
декан факультета международных отношений КазНУ им. Аль-Фараби,
Роза САРБАЕВА,
заместитель директора Евразийского научно-исследовательского центра КазНУ им. Аль-Фараби