Один из важнейших шагов на этом пути – модернизация налогово-бюджетной политики в контексте новых экономических реалий. Это означает усиление эффективности бюджетных расходов и в то же время совершенствование фискальной политики. Система управления государственными финансами должна стать не только эффективной, но и прозрачной.
Совершенствовать налоговое администрирование
Ключевой фактор, влияющий на степень комфортности развития бизнеса в любой стране, – налоговое администрирование. Эффективная работа в этой сфере является необходимым условием благополучия граждан и в целом экономического развития государства.
В Казахстане процесс совершенствования налогового администрирования никогда не прерывался. Так, в настоящее время в рамках комплекса мероприятий по реализации направления Послания «Финансовая устойчивость» реализуется проект «Повышение собираемости налогов». Его цель – к 2025 году увеличить собираемость налогов до 25% к ВВП, тогда как сейчас этот показатель равен 17%. По нашим данным, к указанному сроку, учитывая показатели текущего года, дополнительные поступления составят не менее 5,5 трлн тенге. При этом уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков не изменится.
Снизить налоговые риски
Министерство финансов инициировало новую форму взаимодействия государства и бизнеса посредством внедрения горизонтального мониторинга крупных налогоплательщиков и системы управления рисками. В соответствии с ней налогоплательщики будут сообщать о планах развития, а государство – выстраивать соответствующую макроэкономическую и фискальную политику для поддержки крупных отечественных предприятий.
Модернизацию Минфина мы начали на основе цифровизации. Реинжиниринг налогового администрирования и стратегия невмешательства государства в бизнес, где акцент сместили с проверок и расследований на совершенствование системы управления рисками и дистанционный мониторинг, принесут дополнительные поступления в бюджет на сумму 5,5 трлн тенге, или 9,2% к ВВП. Кроме того, будет сокращено количество проверок и расследований.
Плюс цифровизация финсектора
В рамках Четвертой промышленной революции мир постепенно «оцифровывается». Все больше услуг переводится в электронный формат. В том числе и государственные услуги, оказываемые Министерством финансов.
В прошлом году был запущен крупнейший в СНГ цифровой проект ИС «Астана-1». В данном случае АСТАНА – это удачная аббревиатура: автоматическая система таможенного и налогового администрирования. Данный проект минимизирует прямой контакт между таможенными органами и предпринимателями. Тем самым упрощаются бизнес-процессы, снижается уровень коррупциогенности этой сферы.
Так, внедрение электронного декларирования осуществлено в три этапа.
Первый этап – с 1 октября 2017 года посредством ИС «Астана-1» участники внешнеэкономической деятельности могут предварительно подавать в таможенные органы информацию в электронном формате о грузе. Цифровизация данной услуги позволила сократить время таможенного оформления с 63 до 36,2 минуты. В настоящее время в модуле «Транзит» ИС «Астана-1» обработано более 229 тыс. транзитных деклараций, из которых более 92% выпущено менее чем за 1 минуту.
Второй этап – с 1 января 2018 года внедрена в эксплуатацию подсистема «Таможенное декларирование» по процедуре «Экспорт», в которой уже выпущено 29 737 таможенных деклараций, в том числе автоматически по «зеленому коридору» менее чем за 1 минуту обработано более 28 тыс. деклараций, или 98,4%.
Третий этап – с 1 апреля 2018 года внедрена в эксплуатацию подсистема «Таможенное декларирование» по всем процедурам, включая импорт. На сегодня уже выпущено 42 188 таможенных деклараций, из которых автоматически по «зеленому коридору» менее чем за 1 минуту обработано более 33 тыс. деклараций, или 76,8%.
Естественно, что электронное декларирование не может работать в полном объеме без «единого окна» по разрешительным документам. Этот значимый для нас проект по экспортно-импортным операциям был реализован совместно с ЮНКТАД ООН.
Работа по внедрению «единого окна» включала изучение международного опыта. Как выяснилось, в разных странах применяется своя модель, при этом «единые окна» функционируют в разных отраслях – в морских перевозках, строительстве, образовании. Мы стремимся создать наиболее оптимальный вариант, чтобы можно было охватить процесс получения разрешительных документов, интеграцию с системами госорганов, а также реестровую деятельность в околотаможенной сфере. Одновременно стремимся, чтобы разрабатываемая модель была максимально удобна для пользователя: это и принцип «одного клика», и визуально воспринимаемый интерфейс, и запись истории.
В настоящее время уже проводится поэтапная автоматизация разрешительных документов с дальнейшей интеграцией с информационными системами госорганов. В текущем году будет «оцифровано» 13 разрешительных документов, что составляет 80% от бумаг, необходимых для таможенной очистки, а также будут автоматизированы 8 таможенных реестров лиц, осуществляющих деятельность в околотаможенной сфере. Кроме того, через интеграцию с ГБД «Е-лицензирование» в ИС «Астана-1» будет поступать информация в электронном виде о 40 разрешительных документах, выдаваемых государственными органами. А до конца года мы должны завершить все запланированные работы для полноценного внедрения принципа «единого окна».
Еще одна новая цифровая услуга – внедрение электронных счетов-фактур для функционирования виртуального склада. Это позволит автоматически производить подсчет остатков товаров, фактически имеющихся на складах, исключить совершение бестоварных сделок и контролировать перемещение товара с момента производства или импорта до реализации конечному потребителю, что крайне важно, учитывая наличие случаев финансовых махинаций, особенно при возврате НДС.
Администрирование налога на добавленную стоимость в Казахстане переводится на технологию блокчейн, теперь появляется возможность мгновенно отслеживать цепочки финансовых транзакций налогоплательщиков, производить возврат НДС и формировать децентрализованную базу данных. Через сборы НДС планируется привлечь до 700 млн тенге. Применение блокчейна не допустит применения серых схем, обеспечит простоту администрирования косвенных налогов, простоту учета и отчетности для налогоплательщиков.
Министерством проводится также работа по стимулированию перехода на безналичный расчет при оплате товаров и услуг через обязательное наличие у предпринимателей контрольно-кассовых аппаратов с функцией фиксации и/или передачи данных. В прошлом году такие требования затронули 74 тыс. субъектов бизнеса, или 18% от общего количества (412 тыс.) предпринимателей, применяющих ККМ.
Вместе с тем Минфин создает технологию Big Data для реинжиниринга налогового администрирования. Она предполагает стыковку сведений от бизнеса, финансовых учреждений, государственных органов с последующим анализом данных и сверкой их с информацией, заявленной в налоговой декларации.
От самостоятельного бюджета – к предпринимательству
Нынешний год принес обновления в бюджетную систему Казахстана: с 1 января в стране функционируют бюджеты четвертого уровня – местного самоуправления. Теперь жители сел, поселков и сельских округов (с населением свыше 2 000 человек) могут самостоятельно распоряжаться средствами, которые поступают в виде налогов. Министерством финансов открыты 1 062 контрольных счета наличности и впервые в полном объеме загружены планы финансирования четвертого уровня бюджетов на сумму 114 млрд тенге.
Согласно Бюджетному кодексу, в бюджетах поселков и сельских округов аккумулируются шесть видов налогов: индивидуальный подоходный налог, необлагаемый у источника выплаты (ИП, патент), налог на имущество, земельный и транспортный налоги физических и юридических лиц, плата за рекламу. А также неналоговые поступления: доходы от аренды госимущества, добровольные сборы физических и юридических лиц, штрафы за адмнарушения, доходы от продажи коммунальной собственности, трансферты из районных и областных бюджетов. Поступающие средства местные акиматы самостоятельно распределяют на решение актуальных вопросов местного значения.
Внедрение четвертого уровня – это не только шаг в сторону открытости бюджетных процессов и развитие системы самоуправления в Казахстане, но и стимул для развития регионов, поскольку теперь акимы и жители населенных пунктов заинтересованы в увеличении поступлений в свои бюджеты и, соответственно, росте налогооблагаемой базы. Ожидается стимулирование развития на местах малого и среднего бизнеса как ключевого «донора» доходной части местной казны.
Сейчас же ситуация такова, что основная масса бюджетов местного самоуправления (МСУ) – дефицитная. Анализ за первый квартал показал, что лишь 75 бюджетов МСУ полностью самообеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений. При этом 62 бюджета перечисляют бюджетные изъятия на общую сумму 262 млн тенге, еще 13 бюджетов содержатся за счет собственных средств (без субвенций и изъятий) на общую сумму 1,2 млрд тенге. Остальным бюджеты поселков и сельских округов получаемых в виде налогов денег не хватает на самообеспечение, и они получают субвенции из вышестоящих (районных, областных) бюджетов на общую сумму около 18 млрд тенге.
Новый для нашей страны формат бюджетирования пока еще можно назвать «пилотным». Потребуется не менее двух лет, чтобы население и избираемые ими акимы почувствовали на местах зависимость собственного благополучия от степени развития местного бизнеса. В конечном итоге это должно привести к росту предпринимательства на селе.
Единая платформа – видно все
Во исполнение задач, содержащихся в Послании Главы государства, в части совершенствования сферы закупок и внедрения единой системы госзакупок по принципу централизованной службы и в рамках цифровизации экономики Минфином планируется создание единой IT-платформы, которая объединит закупки недропользователей, фонда «Самрук-Казына», холдинга «Байтерек» и госзакупки. Это обеспечит 609 млрд тенге экономии, а прозрачность закупок возрастет до 100%, в 4 раза увеличится количество участников этого процесса. Подобный опыт у нас уже есть. Как известно, с середины 2017 года введены единые госзакупки мебели, легкой промышленности и автотранспортных средств. Это дало возможность большему количеству отечественных производителей участвовать в госзакупках и в целом увеличило их годовой объем в 1,4 раза.
Министерством одновременно проводится работа и по контролю за бюджетными расходами. Удаленный камеральный контроль, позволивший удвоить охват объектов, втрое сократил количество процедурных нарушений, что говорит о повышении бюджетной дисциплины. В результате проведенных мероприятий по устранению нарушений суммы возмещений в бюджет увеличились в 3 раза – с 564,8 млн тенге в 2016 году до 1,5 млрд тенге в 2017-м.
Внутренний аудит: выявить и предупредить
Предупреждение нарушений – неотъемлемая часть модернизации системы государственных финансов и усиления внимания на целевом использовании бюджетных средств. Основу этому заложило принятие в реализацию 93-го шага Плана нации Закона «О государственном аудите и финансовом контроле».
Благодаря новой системе усилился акцент на превентивность аудита. Только в 2017 году втрое увеличена устраняемость нарушений, возмещено в бюджет 1,5 млрд тенге против 564,8 млн тенге в 2016-м. В полтора раза выросло число лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности.
В 2017 году сумма наложенных административных штрафов составила 1,1 млрд тенге, что показало увеличение по сравнению с предыдущим годом на 333 млн тенге. В 2,5 раза выросло количество дел, направленных в правоохранительные органы.