Обоюдная ответственность

1002
Айгуль Турысбекова

Исполнительные органы и депутаты маслихата Алматы несут обоюдную ответственность за все, что происходит в городе. Это главное, что объединяет две ветви власти в процессе динамичного развития мегаполиса.

Глава постоянной комиссии маслихата по коммунальной инфраструктуре, городской мобильнос­ти, строительству, архитектуре и урбанистике, энергетике и водоснабжению, а по совместительству – руководитель городского филиала Народной партии РК Нурсултан Шоканов поделился своим мнением о том, как перестраивается работа депутатов с учетом новых вызовов и изменений, происходящих в стране.

– Нурсултан, функционирование всех перечисленных сфер имеет жизненное значение для мегаполиса. Поэтому от депутатов требуется тщательный подход к деятельности по утверждению статей бюджета. Как расставляются приоритеты в работе?

– Комиссия контролирует 65% бюджета развития города. Могу заверить, что ее члены глубоко разбираются в вопросах коммунальной инфраструктуры и готовы брать на себя ответственность при принятии решений. Перезагрузка в работе депутатов и местного исполнительного органа произошла с момента прихода акима Ерболата Досаева. Это касается и технических моментов.

Раньше мы получали проект бюджета и, согласно бюджетному законодательству, имели очень маленькое «окошко» для его утверждения. Если отправляли проект на доработку, то не попадали в это «окно» и сталкивались с проблемами. Возможнос­тей проголосовать «против» на самом деле было мало.

Постановлением акима принято решение о том, чтобы направлять бюджет нам до того, как он пройдет все этапы, соответственно, мы его получаем на месяц раньше. Есть время с ним поработать, поспорить с руководителями управлений, внести в документ пожелания жителей и уже после этого отправить его на утверждение бюджетной комиссии при акимате.

Это касается и нормативно-правовых актов (НПА). Теперь депутаты вносят свои корректировки и предложения до того, как НПА пройдут все этапы обсуждений. Данные два решения имеют колоссальный эффект, влияющий на качество подготовки бюджета и НПА, на переговорную позицию между представительным и исполнительным органами.

Круг вопросов большой, и надо расставить приоритеты, потому что в каждом управлении есть ряд первостепенных вопросов. Один из главных – установление минимального тарифа на обслуживание ЖК в рамках новой жилищной политики.

ОСИ не имеет возможности устанавливать какой-либо минимальный тариф, хотя в других областях он установлен. Помимо этого, мы добились того, что районные акиматы берут на себя обязательства по организации уборки внутридомовых территорий.

Кроме того, в рамках нашей комиссии установлены новые тарифы на субсидирование общест­венного транспорта. Принята новая программа его развития, он признан приоритетным видом транспорта, чтобы максимально разгрузить город от частных автомобилей и внести вклад в улучшение экологической ситуации. Для этого будет дополнительно закуплено около 300 автобусов, работающих на газе, 100 новых троллейбусов.

В мегаполисе работают 22 частных компании-перевозчика. Тариф на проезд в размере 80 тенге был установлен более 10 лет назад и сегодня покрывает треть от суммы реальной себестоимости проезда одного пассажира. Нельзя экономить на безопасности, на техническом обслуживании транспорта и водителях, которые не должны перерабатывать. Все эти приоритеты ведут к увеличению суммы субсидирования.

Другой вопрос: у нас сейчас отсутствует единый орган, который бы контролировал качество и исполнение всех обязательств перевозчика. Такой орган необходим с учетом конфликта интересов, коррупционных рисков для того, чтобы деньги налогоплательщиков доходили до исполнителей, а горожане чувствовали это на качестве и безопасности общест­венного транспорта.

В городскую сеть включены новые областные маршруты, чтобы жители пригородных поселков предпочитали пользоваться общественным транспортом, идет развитие метро, микромобильнос­ти. Стоит задача все это связать воедино, пересмотреть маршруты на предмет эффективности и их распределения между коммунальными и частными автоперевозчиками.

Депутаты маслихата не только утверждают бюджет города, но и контролируют работу различных сфер. Не отрицаю, что имеются и системные проблемы, которые надо решать путем внесения дополнений и изменений в законодательство.

– Не считаете ли Вы, что проблему общественного транспорта нельзя решить в рамках покупки очередной партии автобусов и троллейбусов? Во всем мире его развитие является частью прикладной науки. В последнее десятилетие ощущается дефицит кадров в этой сфере, происходит чехарда с руководством. Становится очевидным, что без современных подходов не обойтись.

– Мы понимаем, что мобильность граждан – один из факторов развития экономики города. Депутаты маслихата принимали активное участие в принятии закона об Алматинской агломерации. У мегаполиса общая экосистема по транспорту, туризму, энергетике с Алматинской областью. Мы не можем предотвратить маятниковую миграцию. Для этого предусмотрено развитие пяти полицентров. Данный комплекс мер принят для того, чтобы разгрузить общественный транспорт.

Согласен, что его развитие представляет собой комплекс мер, требующих постоянного пересмотра, в том числе по марш­рутам, пропускной способности, видам автобусов.

Алматы развивается бурно, учитывая присоединенные территории, развивающиеся жилые массивы. Согласно Генплану города до 2025-го и до 2030 годов, в разработке которого принимало участие достаточно много экспертов, определены основные приоритеты развития и под них сформированы «дорожные карты», чтобы обеспечить преемственность на последующие годы.

Мы понимаем, что в управлениях больше заняты текущей работой, нет времени заниматься вопросами развития. Поэтому решено создать проектные офисы по проблемам экологии, общественного транспорта. Они могут приглашать экспертов и профессионалов, работающих на рынке. Эти специалисты будут заниматься вопросами развития, анализа, подходить к ним системно, прорабатывать рекомендации и определять стратегию.

– Наверняка Вам знакома реальная ситуация, существую­щая в сфере ЖКХ. Вероятно, очередная реформа по переходу с КСК на ОСИ не решит всех накопившихся проблем…

– Сейчас в Алматы есть более восьми тысяч ЖК. ОСИ организованы только в нескольких сот­нях из них.

ОСИ – это форма управления, когда каждый житель имеет право участия в управлении своим ЖК. Все проблемы КСК связаны с превышением полномочий председателями КСК и лазейками в законодательстве.

Мы часто встречаемся с жильцами, и теперь многие вопросы касаются ОСИ. Это своего рода демократическая ячейка на уровне ЖК, и она будет положительно влиять на формирование гражданской позиции, умение договариваться и нести ответственность за обслуживание своего жилья. Думаю, должны быть разные формы управления жильем, чтобы у жильцов была возможность выбора.

– Какие важные вопросы удалось решить маслихату в 2022 году, какие нормативно-правовые акты приняты?

– Они, в частности, касаются зеленых насаждений. Большой вопрос, который инициировался нашей комиссией, связан с правилами размещения нестационарных объектов торговли, киосков. Данный вопрос необходимо регламентировать на законодательном уровне.

К сожалению, мы видим, что киоски возвращаются в город. Нужны жесткие и единые правила, а иначе не решить этот вопрос. Кроме того, уже разработан НПА по единому архитектурному облику Алматы.

– Возможно ли остановить вакханалию с «точечной» и уплотняющей застройкой в Алматы на уровне маслихата?

– Это очень серьезная проблема, и многие вопросы находятся за пределами компетенций городских властей и местного законодательства. Руководство города приняло достаточно жесткую позицию по «точечной» застройке, и уже остановлено немало строек. Хотя проверяющие сталкиваются с ситуацией, когда предприниматели показывают все правоустанавливающие документы.

К примеру, по линии нашего филиала Народной партии Казахстана мы на регулярной основе проводим заседания «круглых столов» с привлечением экспертов, урбанистов, архитекторов и представителей госорганов. И такие встречи дают свои результаты. Например, в микрорайоне «Коктем-1» Бостандыкского района нам удалось отменить планы строительства и сохранить сквер.

Понятно, что инфраструктура города имеет свой предел нагрузки, и она может не выдержать массового возведения высотных жилых комплексов. Инженерные сети плотно связаны со строительством и ремонтом дорог, осталось мало коридоров в предгорной местности. Проблем в этой сфере много.

Отрадно, что в последнее время намечается здравый подход к эксплуатации инфраструктуры. Вначале сети, потом – строительство, а не наоборот. Согласен с мнением акима города, что исполнительные органы должны делить вместе с депутатами ответственность и принимать непопулярные решения во благо Алматы.

Помимо «точечной» застройки в нашем городе есть и проблемы неблагоприятного соседства с жилыми домами промышленных предприятий, автобусных парков, объектов энергетической инфраструктуры. К примеру, в 2022 году нам все же удалось добиться решения суда о прекращении деятельности цементно-бетонного завода в Жетысуском районе, также ведутся переговоры на уровне руководства города и Европейского банка реконструкции и развития о переезде автобусного парка «Восток» в микрорайоне «Кайрат» на достаточное удаление от жилья.

Возможно, в масштабах города наша работа все еще остается незаметной, но, к примеру, только за прошлый год нашей комиссией и Алматинским филиалом Народной партии Казахстана было проведено 77 выездных заседаний, направлено более 200 депутатских запросов и организовано около 150 встреч с жителями по обращениям и разъяснениям.

Популярное

Все
Западно-Казахстанская область занимает последнее место в республике по выделению средств на организацию горячего питания в школах
Из космоса опасные сигналы
Костанайцы стали меньше платить за тепло
У каждого вайнаха есть своя казахская история
В Мангистау выявили незаконную схему транзита автомобилей
Закон Республик и Казахстан
Закон Республики Казахстан
Виза С-5 как барьер для инвесторов
В Риддере населению вернут деньги за услуги теплоснабжения, которыми горожане обеспечивались не в полном объеме
Закон Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан
Астанчанин выбросил из окна 4-летнего племянника, зарезал тёщу и спрыгнул с 7-го этажа
Закон Республики Казахстан
С Чили нам не повезло
Галопом по Европе
«Барыс» тряхнул стариной
Весенний паводок не за горами
Кубометры стен и лестниц
Пусть посоветует совет
Льготное автокредитование: как подать заявку
Еще раз о кино
Поправки в Налоговый кодекс подписал Токаев
Токаев подписал закон о цифровых активах
Казахстан планирует существенно нарастить производство товарного газа и электроэнергии к 2029 году
Президент утвердил поправки в Кодекс об административных правонарушениях
Водители автобусов в Семее решили начать неделю невыходом на работу
Муж застрелил жену и убил себя в Алматы
Отец пытался вскрыть себе вены на глазах у детей в Таразе
Собиравшую ягоды женщину застрелили в СКО: осужден бывший полицейский
"Не наши сотрудники" – глава Минэнерго об инциденте в лифте
Я везу из-за «бугра» телефон, табак, меха
Директора турагентства "Kausar Travel" арестовали в Алматы
Алматинец застрелил жену и убил себя: соседи рассказали подробности
За 5 часов пришили руку парню столичные врачи
Парень из Шымкента всерьез настроен вывести казахстанские комиксы на один уровень с мировыми
Пещера Коныр-Аулие веками манит людей своими легендами и магической атмосферой. Все, что известно об этом месте, похоже и на правду, и на миф одновременно
Смаилов призвал переходить на электронные транспортные документы в рамках ЕАЭС
Сбой в работе сайта по автокредиту объяснили в ФРП
Развитие исламского финансирования в Казахстане обсудил Тлеуберди в Омане
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Названа причина смерти сенатора Гульмиры Каримовой
Инновации на развалинах аграрной науки
На целое тысячелетие удревнилась маханджарская культура Тургайского прогиба благодаря исследованиям костанайских археологов
Избившего супругу в лифте мужчину арестовали в Астане
В Шымкенте за получение взятки задержан работник отдела образования
Какие изменения будут вводить на госслужбе в Казахстане
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов
Снег выпал в Египте
Почему уголовно-исполнительную систему Казахстана можно сравнить с утлым суденышком без парусов – об этом в эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» рассказал доктор юридических наук, правозащитник, член Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел РК Куат Рахимбердин.
Комментируя прошедшие выборы в верхнюю палату Парламен­та, следует отметить, что в целом меняется функционал Сената. Полномочия каждой из палат благодаря конституционным изменениям четче разграни­чены. Законотворческая миссия будет возложена большей частью на Мажилис
Названы регионы-антилидеры по ценам на продукты питания
Массовое ДТП в СКО: два человека погибли
"Алматинец убил свою девушку и покончил с собой": полиция прокомментировала публикацию

Читайте также

Схватки палуанов
С Чили нам не повезло
«Барыс» тряхнул стариной
Галопом по Европе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]