
Доказано, что из всех реформ в сфере образования реформа его содержания – самая главная и самая сложная. Чтобы правильно его определить, в первую очередь необходимо правильно сформулировать цель и задачи cтандарта. Считаем, что в этой части проект нужно доработать, поскольку положения должны быть понятны всем, даже детям. Предлагаем заложить в цель cтандарта привитие детям таких качеств, которые необходимы для реализации задачи формирования человеческого капитала, поставленной Главой государства.
Это воспитание ребенка, который будет уважать и ценить родителей, любить свой народ и свою Родину, который знает и развивает казахский язык, казахскую культуру и историю, почитает дружбу народов и стремится к сохранению единства страны. Это воспитание умного, добросердечного и трудолюбивого человека сильного духом, владеющего тремя языками, готового использовать полученные в жизни знания для будущего своего Отечества. Если будет принято это предложение, то желательно разработать Концепцию cтандарта и представить ее на широкое обсуждение. Стандарт и учебные планы должны быть доработаны на ее основе.
Рассмотрим некоторые аспекты проекта. В нем предусмотрено введение интегрированного предмета «Искусство», включающего в себя «Изобразительное искусство», «Музыку» и «Технологию». С этим трудно согласиться, так как интеграция этих предметов друг с другом прослеживается слабо. То же скажу о введении интегрированных предметов «Язык и литература» и «Тіл және әдебиет», так как язык и литература – различные предметы. Язык – это грамматическая семиотическая система, а литература – вид искусства.
Мы полностью поддерживаем идею Президента Нурсултана Назарбаева о необходимости владения выпускниками школ казахским, русским и английским языками. Но к этому вопросу нужно подходить вдумчиво, опираясь на опыт развитых стран. Мы изучили учебные планы в школах таких государств, как Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония и Тайвань, Канада, Великобритания, ФРГ, Финляндия и Нидерланды, Ирландия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Греция и Испания, Новая Зеландия и Китай. И убедились в том, что в первом и втором классах изучается в основном один язык, в редких случаях – два. Мы не знаем, в какой стране мира в первом классе обучают трем языкам.
Наукой доказано, что эффективное изучение других языков возможно на основе владения родным языком. В стандарте в школах с казахским языком обучения на изучение интегрированного предмета «Тіл және әдебиет» выделено пять часов, а на изучение неинтегрированных предметов «Русский язык» и «Английский язык» – по два – четыре часа. Если мы будем обучать с первого класса трем языкам и в такой пропорции, тогда качество овладения казахским языком резко снизится.
В проекте стандарта предусмотрены такие нововведения, как «Новая система оценивания результатов обучения», «Новые условия оборудования классов для проведения уроков», «Новые требования к учителям, ведущим интегрированные уроки». Эти новшества – очень сложные проблемы и в научном плане, и в плане их практической реализации. Поэтому их надо вводить в учебный процесс только на основе эксперимента.
Для подтверждения названных аргументов нами было проведено анкетирование среди 103 учителей начальных классов в восьми школах города Алматы, в районах Карасай, Жамбыл, Кордай Алматинской области. По результатам исследования 83,97% учителей подтверждают правильность наших позиций.
В разработке стандарта для нас очень важен опыт ведущих стран мира в области образования. Анализ результатов международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS за последние 15 лет показывает, где учащиеся стабильно демонстрируют высокие результаты – это Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада, Новая Зеландия и город Шанхай (Китай). Основной фактор, обеспечивающий успешность – то, что их образовательная политика направлена на сохранение национальных приоритетов, культуры и ценностей. Традиционно цель обучения в восточных странах более воспитательная, чем образовательная. Правильность этих идей признают все ведущие страны мира.
Каким образом образовательная политика реализуется в этих странах в учебном процессе? Рассмотрев в сравнительном плане сводные учебные планы с первого по пятый классы школ Казахстана и Японии, мы пришли к выводу, что казахстанские дети изучают сложные для усвоения предметы, такие как языки, математика, естествознание и ИКТ, на 952 часа больше, чем их японские сверстники. А предметы, формирующие духовно-нравственные и физические качества, – на 733 часа меньше. Из этого анализа видно, что стандарт направлен не на воспитание личности как в этих странах, а на изучение сложных предметов в большом объеме. Обучение трудным предметам в большом объеме в начальных классах снижает у обучающихся желание учиться и отрицательно влияет на их здоровье. Подробный расклад по часам можем предоставить разработчикам.
Во всех ведущих странах мира реформы в области образования осуществляются только на экспериментальной основе. Например, в Германии, когда был разработан план перспективного развития системы образования, были проведены около 2 000 экспериментов. На основе вышеизложенного мы считаем, что стандарт должен быть утвержден только после доработки и проведения широкомасштабного эксперимента.
Аскарбек КУСАИНОВ,
президент Академии педагогических наук Казахстана