Образовательный стандарт: не спеша поспешать

11 Доказано, что из всех реформ в сфере образования реформа его содержания – самая главная и самая сложная. Чтобы правильно его определить, в первую очередь необходимо правильно сформулировать цель и задачи cтандарта. Считаем, что в этой части проект нужно доработать, поскольку положения должны быть понятны всем, даже детям. Предлагаем заложить в цель cтандарта привитие детям таких качеств, которые необходимы для реализации задачи формирования человеческого капитала, поставленной Главой государства.

Это воспитание ребенка, который будет уважать и ценить родителей, любить свой народ и свою Родину, который знает и развивает казахский язык, казахскую культуру и историю, почитает дружбу народов и стремится к сохранению единства страны. Это воспитание умного, добросердечного и трудолюбивого человека сильного духом, владеющего тремя языками, готового использовать полученные в жизни знания для будущего своего Отечества. Если будет принято это предложение, то желательно разработать Концепцию cтандарта и представить ее на широкое обсуждение. Стандарт и учебные планы должны быть доработаны на ее основе. 

Рассмотрим некоторые аспекты проекта. В нем предусмотрено введение интегрированного предмета «Искусство», включающего в себя «Изобразительное искусство», «Музыку» и «Технологию». С этим трудно согласиться, так как интеграция этих предметов друг с другом прослеживается слабо. То же скажу о введении интегрированных предметов «Язык и литература» и «Тіл және әдебиет», так как язык и литература – различные предметы. Язык – это грамматическая семиотическая система, а литература – вид искусства. 

Мы полностью поддерживаем идею Президента Нурсултана ­Назарбаева о необходимости владения выпускниками школ казахским, русским и английским языками. Но к этому вопросу нужно подходить вдумчиво, опираясь на опыт развитых стран. Мы изучили учебные планы в школах таких государств, как Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония и Тайвань, Канада, Великобритания, ФРГ, Финляндия и Нидерланды, Ирландия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Греция и Испания, Новая Зеландия и Китай. И убедились в том, что в первом и втором классах изучается в основном один язык, в редких случаях – два. Мы не знаем, в какой стране мира в первом классе обучают трем языкам. 

Наукой доказано, что эффективное изучение других языков возможно на основе владения родным языком. В стандарте в школах с казахским языком обучения на изучение интегрированного предмета «Тіл және әдебиет» выделено пять часов, а на изучение неинтегрированных предметов «Русский язык» и «Английский язык» – по два – четыре часа. Если мы будем обучать с первого класса трем языкам и в такой пропорции, тогда качество овладения казахским языком резко снизится.

В проекте стандарта предусмотрены такие нововведения, как «Новая система оценивания результатов обучения», «Новые условия оборудования классов для проведения уроков», «Новые требования к учителям, ведущим интегрированные уроки». Эти новшества – очень сложные проблемы и в научном плане, и в плане их практической реализации. Поэтому их надо вводить в учебный процесс только на основе эксперимента.

Для подтверждения названных аргументов нами было проведено анкетирование среди 103 учителей начальных классов в восьми школах города Алматы, в районах Карасай, Жамбыл, Кордай Алматинской области. По результатам исследования 83,97% учителей подтверждают правильность наших позиций.

В разработке стандарта для нас очень важен опыт ведущих стран мира в области образования. Анализ результатов международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS за последние 15 лет показывает, где учащиеся стабильно демонстрируют высокие результаты – это Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада, Новая Зеландия и город Шанхай (Китай). Основной фактор, обеспечивающий успешность – то, что их образовательная политика направлена на сохранение национальных приоритетов, культуры и ценностей. Традиционно цель обучения в восточных странах более воспитательная, чем образовательная. Правильность этих идей признают все ведущие страны мира. 

Каким образом образовательная политика реализуется в этих странах в учебном процессе? Рассмотрев в сравнительном плане сводные учебные планы с первого по пятый классы школ Казахстана и Японии, мы пришли к выводу, что казахстанские дети изучают сложные для усвоения предметы, такие как языки, математика, естествознание и ИКТ, на 952 часа больше, чем их японские сверстники. А предметы, формирующие духовно-нравственные и физические качества, – на 733 часа меньше. Из этого анализа видно, что стандарт направлен не на воспитание личности как в этих странах, а на изучение сложных предметов в большом объеме. Обучение трудным предметам в большом объеме в начальных классах снижает у обучающихся желание учиться и отрицательно влияет на их здоровье. Подробный расклад по часам можем предоставить разработчикам. 

Во всех ведущих странах мира реформы в области образования осуществляются только на экспериментальной основе. Например, в Германии, когда был разработан план перспективного развития системы образования, были проведены около 2 000 экспериментов. На основе вышеизложенного мы считаем, что стандарт должен быть утвержден только после доработки и проведения широкомасштабного эксперимента. 

Аскарбек КУСАИНОВ,
президент Академии педагогических наук Казахстана

Популярное

Все
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 20 августа
Казахстанскому индексу научного цитирования быть!
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 13 августа
Стратегия пересборки университетов Казахстана: реальность и возможности
Список погибших во время январских событий опубликовала Генпрокуратура РК
Как теперь будут изучать языки в школах, разъяснил глава Минпросвещения РК
О новшествах в новом учебном году рассказали профильные министерства
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 15 августа
Смаилов осмотрел строительство новых производственных и социальных объектов в Нур-Султане
За сорок лет школа в селе Достык ни разу капитально не ремонтировалась
Жители одной из двухэтажек на станции Нура вынуждены жить в вечном страхе
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 14 августа
Девушка выбросилась с 25-го этажа в Алматы
Инфляция: почему ожидания не сбываются?
16-летняя девочка-сирота выбросилась из окна 10-го этажа после изнасилования в Павлодаре
Похолодание и заморозки ожидаются в Казахстане
Предприниматели оперативно отреагировали на уведомление антимонопольного департамента
ОСИ: не верь, не бойся, не проси?
В Петропавловске кто-то свинтил натяжные гайки газовых кранов. Три дома остались без газа
Президент выразил соболезнования в связи с кончиной Балташа Турсумбаева
Сеять хлеб – дело благородное
Убил знакомого из-за сообщения в WhatsApp житель Нур-Султана
Динара Садуакасова отказалась участвовать в шахматной олимпиаде
"Квартет" юных разбойников с ножом избивал и грабил прохожих в Алматы
Тела многодетных супругов нашли в запертой квартире в Атырау
Изнасилование 11-летнего мальчика расследуют в Алматы
Опубликован список обладателей образовательных грантов
Рассылку об отмене поездов из-за коронавируса прокомментировали в КТЖ
Закутанного в целлофан мужчину обнаружили во дворе дома в Экибастузе
Тела женщины с детьми нашли в квартире в Алматы: о страшных криках рассказали соседи
Цифровое пространство в Казахстане изменится в ближайшее время
Льготное дизтопливо для уборки урожая перепродавали предприниматели в Казахстане
МВД начал рассылать казахстанцам SMS с предупреждениями
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 22 июля
В каком случае введут локдаун в Казахстане, рассказали в Минздраве
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 6 августа
Пропавшая в Костанайской области 5-летняя девочка найдена мертвой
Дворец на разграбление
На рассылку о новом локдауне с 1 сентября ответили в Минздраве
Сахарный ажиотаж продолжается в Петропавловске
Опубликован рейтинг ведущих вузов-2022

Читайте также

Экономика , Общество
Глава Минторговли обсудил с бизнесом вопросы отрасли и возм…
Общество
Минтруда представило проект Социального кодекса РК
Общество
Глава общественных объединений Экибастуза присвоил 10 млн т…
Общество
Глава комитета МИОР заявил о необходимости прекращать тенде…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]