
Еще одно общественное объединение – «Национальное общество защиты прав потребителей «Сапа» – появилось в республике. Молодая организация объединила неравнодушных граждан, готовых предоставлять объективную и достоверную информацию о качестве продукции.
Как отметил советник этой правозащитной общественной структуры Алиакпар Матишев, организация направит свои усилия на изучение и решение концептуальных системных проблем в сфере защиты прав потребителей, каждый из которых имеет право на качественную и безопасную продукцию. В частности, ОО «Сапа» намерено мониторить товары народного потребления, реализуемые в торговых точках страны, взять под контроль сферу общепита.
Объектом правового мониторинга экспертов организации станет также оказание транспортных (включая авиа- и железнодорожные перевозки), медицинских и коммунальных услуг. Учитывая, что граждане имеют право на чистую окружающую среду, объединение планирует наладить сотрудничество с экологами, а в перспективе – охватить общественной экспертизой и качество оказания государственных услуг населению.
И все же профилирующим видом деятельности для Национального общества защиты прав потребителей станет борьба с низкокачественным импортным ширпотребом, просроченными продуктами питания, особенно молочной продукцией.
По словам советника ОО, противостоять этому валу будет непросто. Потребуются большие затраты на покупку специального оборудования и проведение дорогостоящей экспертизы. В этом вопросе «Сапа» рассчитывает на сотрудничество с заинтересованными госорганами и их поддержку.
Особую тревогу, отмечает Алиакпар Матишев, вызывает ситуация с молоком. Для проверки его качества активисты общества закупают продукцию в розничной сети, получают чек и в тот же день при определенных условиях хранения отправляют продукцию на анализ в аккредитованные лаборатории. Не всегда содержимое продукта соответствует маркировке, что является обманом потребителя.
Производителям этого молока направлены официальные письма о том, что продукция не соответствует техническим регламентам, поэтому ее предложено отозвать из торговых сетей.
Еще одно письмо направлено ритейлерам с рекомендацией по изъятию данной продукции с магазинных полок. В соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей» в случае непринятия мер в течение 10 дней ОО проинформирует о выявленных фактах Комитет охраны общественного здоровья Минздрава РК. Ведь подобной низкопробной продукцией недобросовестные производители наносят вред здоровью казахстанских потребителей.
Со своей стороны на сайте sapa.kz общество открыло рубрику «Черный список», в которую будут внесены эти торговые марки. В него попадут и торговые центры, сбывающие молочный фальсификат.
– Наша задача, – говорит советник, – информировать население, которое имеет право на достоверные сведения о товаре. Считаем, что недобросовестные производители обманывают не только потребителя, но и вредят компаниям, производящим натуральный продукт, нарушая тем самым одно из основных правил рыночной экономики – добросовестную конкуренцию.
Таковы первые результаты практической работы ОО «Сапа». Владея информацией, потребитель сам разберется, какой продукт приобретать, считают в ОО.
– Сегодня технические регламенты едины для стран Евразийского экономического союза. Они предусматривают наличие полной и достоверной информации о составе продукта. В нашем понимании за такое нарушение, как преднамеренный обман потребителя, необходима жесткая ответственность, вплоть до уголовной, как это практикуется во многих странах мира, – говорит Алиакпар Матишев.
Нынче интересы бизнеса защищает Национальная палата предпринимателей (НПП) «Атамекен». Поднимая вопросы безопасности здоровья населения, ОО собирается стать ее партнером, в том числе и для того, чтобы дать возможность потребителям оценивать эффективность и качество работы казахстанских товаропроизводителей.
– Мы считаем, что грамотный потребитель, знающий свои права и обязанности, есть основа и стимул сильного бизнеса, выпускающего конкурентоспособную продукцию, – отмечает Алиакпар Матишев.
К сожалению, приходится констатировать, что вопросы поддержки защиты прав потребителей на национальном уровне пока решаются слабо. В Казахстане насчитывается около 150 общественных правозащитных организаций соответствующего профиля, но они в основном находятся в регионах и работают на локальном уровне.
Основной костяк активистов – люди пенсионного возраста. И хорошо, если среди них есть грамотный юрист. Ведь противостоять зачастую приходится мощным структурам, в составе которых и огромные юридические службы, и маркетологи, и менеджеры...
– Вот почему к работе ОО мы намерены привлекать высококвалифицированных юристов-общественников, продвигать свои идеи в социальных сетях. Наша цель – поддержать добросовестного производителя. Для нас важнее интересы потребителя и его здоровье, а не потакание стремлению извлекать прибыль, – говорит Алиакпар Матишев.