Депутат Сената Едиль Мамытбеков предлагает поставить на утрату закон о деятельности фонда «Самрук-Казына», а также требует проанализировать эффективность государственных программ. Соответствующий депутатский запрос он озвучил на пленарном заседании Сената, передает корреспондент
Kazpravda.kz.
Сенатор считает, что сегодня многие ведомства не отошли от практики глобального охвата проблем без признаков должного потенциала возможностей для их реализации.
«При попустительстве отдельных государственных органов выделяются немалые средства на программные проекты, целесообразность которых сомнительна. Это наглядный пример снижения уровня профессионализма в системе госправления, что свелось к бутафорским презентациям программ», - отметил Едиль Мамытбеков.
В пример он привел Министерство торговли и интеграции, которое не первый год реализует концепцию Национальной товаропроводящей системы (НТС), представляющей сеть из 24-х оптово-распределительных центров (ОРЦ).
«Пора бы и некоторые результаты продемонстрировать, которых мы не видим. В принципе можно концепцию понять и принять, если под НТС понимается инновационно-модифицированный вариант прежней системы потребительской кооперации. Скорее, так и есть. Однако, на наш взгляд, ее облачение в сложные словесные конструкции необходимо для одной цели – побольше запросить бюджетных средств», - сказал сенатор.
По его мнению, создание ОРЦ должно осуществляться за счет инвесторов на принципах ГЧП при немалой стоимости первой очереди в 138 млрд тенге, а не за счет бюджета.
«В этой связи возникает вопрос - планирует ли Правительство пересмотреть подходы по финансированию создания НТС?» - задался вопросом депутат.
Другой наглядный пример необоснованных расходов, считает депутат - это программа «Экономика простых вещей» (ЭПВ), которая по замыслу призвана была стимулировать развитие МСБ в части производства товаров и услуг народного потребления.
«Однако мы до сих пор не знаем эффективности программы ЭПВ. Как известно, изначально для поддержки субъектов частного предпринимательства было выделено 600 млрд тенге. Без должной оценки реальных результатов, Правительством было принято решение (фактически навязано Нацбанку) продлить действие программы ЭПВ до 2022 года с финансированием в объеме 1 трлн тенге», - констатировал он.
Есть у депутата и претензии к деятельности НПП «Атамекен».
«В свете требований Главы государства о сокращении неэффективных затрат настало время спросить с функционеров концепта ЭПВ – а это НПП «Атамекен», - о реальных результатах реализации программы. Также неизвестна судьба малопонятной с точки зрения логики здравого смысла, масштабной инициативы под названием «Единая карта приоритетных товаров и услуг», которая вступала в противоречие с реализуемым рабочим инструментом политики диверсификации экономики на индустриально-инновационной основе – Картой индустриализации Казахстана. Сегодня про концепт единой карты ничто не напоминает и никто не вспоминает. Самое парадоксальное - то, что даже Счетный комитет обходит своим вниманием этот программный концепт. В результате подобного подхода к производству на сегодня нет тенденции роста численности крепких государственных предприятий. Соответственно, нет перелома в развитии сферы переработки, несмотря на реализацию ряда госпрограмм индустриализации. К примеру, если в 1991 году доля продукции легкой промышленности в ВВП составляла 17%, то сейчас менее 0,01 процента. В 1991 году АПК Казахстана обеспечивал почти треть ВВП (29,5%), на сегодня АПК производит порядка 5% ВВП. Подобная ситуация складывается и в других отраслях обрабатывающей сферы промышленного производства», - сказал он, отметив, что нынешние подходы не позволяют реалистично и обоснованно прогнозировать развитие экономики даже на среднесрочный период.
Кроме того, депутат считает, что пора пересмотреть чрезмерно обширное собирательное понятие – субъект квазигосударственного сектора.
«Глава государства отметил, что стоит задача по кардинальному реформированию квазигоссектора, особенно Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». На сегодня это порядка 600 организаций. Действительно, претензий в адрес ФНБ «Самрук-Казына» в последнее время высказывается немало. Да и поводов тому хватает - в состав госхолдинга входит целый ряд мощных институтов, от которых давно уже ждут отдачи. А ее все нет! Одни разговоры, непонятные планы, проекты, программы. Главным недостатком фонда является непрозрачность и запутанность его схем в распределении и расходовании многомиллиардных государственных средств, в вопросах о государственных закупках отдает душком коррупционных схем», - считает Едиль Мамытбеков.
Сенатор интересуется - какие активы будут переданы в конкурентную среду, как будут учитываться интересы национальной экономической безопасности, все ли нужно передавать в конкурентную среду, какова эффективность принимаемой модели модернизации фонда, каков размер сокращения участия государства в предпринимательской деятельности.
«При этом мы считаем, что стратегически важные объекты должны оставаться под контролем государства и не подлежать приватизации», - отметил он.
Также, считает депутат, настало время пересмотреть закон по фонду «Самрук-Казына».
«Считаем, что его надо поставить на утрату, как тормозящий развитие экономики страны, и пусть работают по законам Республики Казахстан. Это касается и других индивидуальных законов», - заключил сенатор.