Казахстан – динамично развивающаяся страна, нуждающаяся в высококвалифицированных специалистах. А за их подготовку отвечает система образования, одна из основополагающих частей фундамента нашего общества. Потому квалификация и профессионализм педагогических работников, обучающих наших детей, имеют огромное значение в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Для понимания ситуации в этой сфере необходима оценка и систематический анализ профессионального уровня работников образования. Педагоги должны раз в пять лет проходить аттестацию. С учетом этого в Казахстане с 2010 года было введено Квалификационное тестирование педагогических работников (КТПР). Ежегодно обязательное тестирование при досрочной аттестации проходят около 12 000 человек. Подготовку базы тестовых заданий для этого мероприятия осуществляет Национальный центр тестирования. Квалификационное тестирование направлено на выявление того, как преподаватель владеет своим предметом, а также того, насколько глубоко он знает законодательство в области образования и основ педагогики и психологии.
Тестирование проводится в компьютерном формате, время, отведенное на него, составляет 120 минут, а для сдающих предметный тест по математике, физике, химии – 135 минут. Необходимое количество баллов по предметам: знание законодательства РК 50% – 10 баллов, основы педагогики и психологии 50% – 10 баллов, основы предметных знаний 70% – 14 баллов.
Для подготовки к КТПР проводится пробное web-тестирование. Каждый педагогический работник имеет возможность посетить сайт и пройти пробное тестирование до пяти раз, прослеживая динамику своей подготовки к основному тестированию.
Тестовые задания для квалификационного тестирования формируются по следующему сценарию. Определяется список разработчиков и экспертов тестовых заданий, рекомендованных управлениями образования. Проводится разработка тестовых заданий, которые должны соответствовать государственным стандартам образования с учетом всех аспектов дисциплины и языка сдачи тестов. Следующий этап – первая экспертиза тестовых заданий. По ее завершении проводится апробация тестовых заданий, условия проведения которой максимально приближены к условиям проведения основного тестирования, что подразумевает отсутствие возможности помощи тестируемому посторонними лицами, запрет на использование средств мобильной связи. Эти апробации анализируются, после чего проводится вторая экспертиза, где производится окончательная корректировка тестовых заданий. Все процедуры проходят в режиме секретности.
Ежегодно Национальный центр тестирования организует обучающие семинары для разработчиков и экспертов тестовых заданий с привлечением специалистов из разных стран. К разработке и экспертизе привлекаются педагоги, которых рекомендуют управления образования. Они должны иметь педагогический стаж не менее 15 лет и достижения в области своих знаний, ученики (воспитанники) которых стали победителями различных учебных и научных состязаний.
Для более четкого определения, насколько педагог владеет своим предметом, с 2015 года были введены новые виды тестовых заданий: с выбором одного или нескольких правильных ответов и ситуационные. Так складывается картина о практическом понимании учителем преподаваемого им предмета. А умение выполнять задания нового характера в последующем помогут обучить учеников.
Тестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов используются для проверки усвоения базовых понятий, основных свойств, элементов содержания, полноты объема владения материалом по той или иной теме. Тестируемые не знают точное число правильных ответов, что делает такие задания сложнее и исключает возможность угадывания. В общем, задания этого варианта позволяют проверить знания наиболее полно и точно.
Ситуационные задания носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для их выполнения необходимо наличие академических знаний. Обязательный их элемент – проблемный вопрос, который сформулирован таким образом, чтобы тестируемым захотелось найти на него ответ. Используются ситуации, обусловленные необходимостью оценки предметных знаний и умений.
Национальным центром тестирования сформирована база тестовых заданий для педагогических работников дошкольного обучения и воспитания, начального и общего среднего образования, психологов и библиотекарей организаций образования.
В общем, проблема аттестации и оценки качества знаний кадров образования приобретает особую актуальность. Отметим, что для дальнейшего развития системы необходимо понимание учителями необходимости осваивать новые подходы, методику преподавания и обучения, совершенствовать педагогические и технологические знания. И использование квалификационного тестирования педагогических работников – это перспективное средство в мониторинге и оценке профессионализма учителей.