Онлайн-квест – итог шестилетней работы алматинского проекта Archcode Almaty

5294
Кирилл Пяртель

Снести нельзя оставить

Хочешь занять место акима? Или всесильного застройщика, способного силой мысли перемещать и даже заставить исчезать целые здания? Если кажется, что это слишком сложно, можно ограничиться ролью активиста или просто написать гневный пост в социальных сетях. Все это можно сделать в рамках проекта, посвященного сохранению архитектурной идентичности города Алматы.

Онлайн-квест – итог шестилетней работы алматинского проекта Archcode Almaty. Процесс игры напоминает привычную 2D-ви­зуальную новеллу, где присутст­вуют фон, персонаж, текст и функция выбора. Визуальная новелла – это жанр текстового квеста, где игроку демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных или анимированных изображений персонажей и локаций, звукового сопровождения.

Пожалуй, впервые социальный проект получил такую мощную поддержку со стороны специалистов из самых разных отраслей. И если художников, архитекторов и копирайтеров привычно видеть в подобных историях, то востребованные сегодня IT-специалисты – редкость.

Проект некоммерческий и имеет образовательный характер. Все началось с запроса на создание обычной методички по защите памятников архитектуры. А вылилось в ролевую игру «Снести нельзя оставить». В Archcode Almaty поступает очень много запросов, как действовать, как правильно и эффективно защищать памятники архитектуры. В итоге вместо скучной методички получилась нескучная игра, в которой много иронии и самоиронии.

Выставка, посвященная запуску игры, рассказывает не только о деталях создания проекта, но и о том, как увлеченные любимым делом люди умеют просто рассказывать о сложном, в то же время простые задачи превращая в интересные и многогранные проекты.

В игре фигурируют 4 главных персонажа и 19 второстепенных. Отрисовано 84 иллюстрации. Самый эмоциональный персонаж – активистка, для которой прорисована 21 эмоция. В игре присутствуют 12 линий сценария. Вариантов прохождения несколько. Итог зависит от принятых игроком решений.

Игра посвящена привлечению внимания общественности к теме сохранения архитектурного наследия и права на коллективную память, запечатленную в архитектуре города. Этот жанр был выбран авторами для создания интерактивной истории, исход которой зависит от выбора игрока, принимающего решения за главного героя.

«Онлайн-игра «Снести нельзя оставить» повествует о четырех героях – характерных персонажах типичного постсоветского города. Их истории переплетаются друг с другом из-за неравнодушия к архитектурному облику города, расходятся лишь их намерения. У каждого персонажа свой уровень влияния. Архкот и Активистка вкладывают неимоверные усилия и время, а Аким и Девелопер действуют быстро и легко».

Такую вводную дают авторы, практически сразу расставляя не слишком очевидные, но уловимые акценты, показывая, кто в этой истории хороший, а кто – не очень. Однако предоставляют пользователям возможность «поиграть» и за акима, и за застройщика, и посмотреть на проблему с разных сторон.

Визуальная новелла создана на основе прецедентов, инициированных группой «Архкод Алматы» за шесть лет работы в адвокации за сохранение архитектурного наследия Алматы с широким вовлечением общественности. У героев есть прототипы, у каждого кейса – узнаваемая история. В игре четыре основных кейса – остановка Казмеханобр, здание на Желтоксан, 115, которое уже снесено, старый терминал аэропорта и здание АСК.

В акиме и застройщике сложно узнать реальных персонажей, да и действие намеренно перенесено в абстрактный город Аталма. Впрочем, это лишь формальность, ведь и приведенные примеры, и иллюстрации прямо указывают на Алматы, который не просто выведен, но и намеренно подчеркнут в манифесте.

– Самым важным в проекте был не результат, хотя он очень крутой, а сам процесс, потому что он был очень человечным. После январских событий, которые всех нас очень потрясли, мы переосмыслили процесс и двинулись дальше. «Так и родился манифест», – говорит креативный продюсер проекта Анель Молдахметова.

Манифест – попытка вывести прикладной инструмент по защите памятников архитектуры на принципиально другой уровень. Если посмотреть на игру внимательнее, то на самом деле главный ее персонаж – это забор. Это главный двигатель сюжета, главный раздражитель общественности. Но суть – это не поиск инструментов борьбы с заборами, а попытка понять, кто принимает решение об их появлении.

«У каждого человека есть любимые места в городе, в котором он живет», – так начинается манифест. Но авторы проекта отказались от идеи ограничиться методичкой по сохранению любимых мест. Вероятно, еще год назад архитектура игры могла строиться исключительно на противостоянии застройщиков и чиновников с активистами. Сегодня время дает возможность смотреть на вопрос шире и задавать куда более концептуальные вопросы. По сути, архитектура приравнивается к истории города. Каждое снесенное здание – вы­рванная страница. Каждый новый памятник – кем-то вписанная глава. И это куда сложнее, чем просто желание при­строить очередной «человейник» ради личной выгоды или, наоборот, сохранить частичку прежнего мира из ностальгических соображений.

Да, итог игры за активиста – это переход в тelegram-бот, созданный как дополнительный материал к игре. Это обучающий бот, который дает представление об общей ситуации в области сохранения архитектурного наследия в Казахстане. Здесь можно найти все реально существующие документы, правовые акты и алгоритмы, помогающие понять порядок действий для защиты архитектурных памятников.

Но это не все.

«Мы отказываемся от ностальгии в пользу нового осознания архитектурной идентичности города, чтобы восстановить преемственность истории нашего города, запечатленную в архитектуре», – говорят авторы манифеста.

И здесь возникает попытка понять и завязать общественную дискуссию на серьезную тему. Нос­тальгия и заборы, ее убивающие – лишь часть проблемы. В какой-то мере это – лирика. Именно сегодня актуальность получил вопрос о том, кто принимает решение о сносе или строительстве новых памятников. И это уже значительно больше, чем просто право на историю и память. Это вопрос формирования общественного инструмента, способного дать объективную оценку и ответить на довольно сложные вопросы. Красивое здание или нет? Нужно его снести или реставрировать? Памятник это или просто старая постройка?

– В игре нет жесткого сценария. Главный вывод игры и всего проек­та – у каждого есть выбор как поступить. И у каждого есть право на память и ее защиту, – говорит Анель Молдахметова.

Еще один важный герой игры – это живое бьющееся сердце на фоне карты Алматы. Задать алгоритмы, позволяющие довести до автоматизма принятие решений, исключить личное мнение и оценку – это хорошо. Но в итоге авторы проекта все равно приходят к тому, что все начинается с забора, а заканчивается любовью. И нет такого дела, которое можно было бы делать без любви. Именно так получаются симпатичные, искренние и открытые проекты. Какой, несомненно, стала игра «Снести нельзя оставить».

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
На месте неудобий заложили сад
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Колоссальное превышение загрязняющих веществ выявлено в стоках горных рек Рудного Алтая
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Пострадавшие благодарят за помощь
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Китай любит тишину
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

В Астане дольщики многострадального ЖК спустя 13 лет получа…
В Минсельхозе опровергли информацию о продаже на рынках мер…
Пострадавшие благодарят за помощь
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном универ…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]