Как мы сообщали в конце прошлого года, зимнее содержание автодорог Алматинской области не выдерживает никакой критики («Осторожно, гололед!», «Казахстанская правда» от 31.12.2019 г.). Тогда из-за плохих погодных условий в регионе произошло несколько страшных аварий со смертельным исходом. Обследовав трассу Алматы – Талдыкорган, полицейские выявили, что на ее участках своевременно не ведутся очистка от снега и подсыпка противогололедных материалов. Из-за этого образуется бугристая наледь.
Стражи порядка раскритиковали работу дорожно-эксплуатационных служб, по выявленным нарушениям составлено 156 административных протоколов. Как выяснили проверяющие, только у одной подрядной организации, ответственной за надлежащее состояние дорог, из 15 машин 8 находятся на ремонте. И это в период, когда на территории Жетысу стояла ненастная погода: каждый день метели и бураны.
Впрочем, удивляться тут нечему – практически каждую зиму по итогам инспекционных рейдов дорожники Алматинской области получают неудовлетворительную оценку. Недавно на совещании в проектном офисе «Жетісу – адалдық алаңы» заместитель руководителя областной антикоррупционной службы Жандос Жумабаев резонно поинтересовался: куда уходят бюджетные средства, выделенные на очистку дорог?
Как сообщалось, областной филиал ТОО «Казахавтодор» обслуживает свыше 1 800 км автотрасс республиканского значения. Работы ведут 8 дорожно-эксплуатационных управлений, в распоряжении которых имеется 90 единиц спецтехники. По словам заместителя руководителя филиала Максата Муканова, в конце декабря выпало аномальное количество снега, на некоторых участках дорог стоял густой туман, образовалась ледяная пленка. В связи с этим не получилось своевременно выполнить снегоуборочные работы.
– Следует учесть, что, согласно технологии, когда метель и нулевая видимость, очистка дорог не производится, – пояснил докладчик. – Дорожники приступают к работе, как только прекращается снегопад. Да и когда идет буран, толку мало от грейдеров и другой техники – дорогу заметает каждые полчаса. Поэтому настоятельно просим водителей при плохих погодных условиях соблюдать скоростной режим и обращать внимание на временные предупреждающие знаки. А если нет особой нужды, лучше не отправляться в путь.
Объяснения дорожников, мол, «работы ведутся, но мешают обильные осадки, иногда подводит техника», не произвели должного впечатления на участников встречи. Общественник Кайрат Нурханов выразил возмущение тем, что из-за плохих дорог у нас в мирное время гибнут люди. По его словам, главная причина роста аварийности – неочищенный снег и гололед. Несмотря на то что ежегодно на ремонт и содержание автотрасс выделяются десятки миллиардов тенге, качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего.
Так, по информации начальника отдела дорожно-технической инспекции областного департамента полиции Тынысбека Чарапиева, с начала зимы в регионе зафиксировано 200 ДТП, в которых погибли 29 (!) человек, 300 – получили травмы различной тяжести. По результатам обследований дорог в адрес местных акиматов и подрядных организаций направлено 65 предписаний об устранении недочетов.
На днях полицейские совместно с представителями антикоррупционной службы и общественных объединений провели очередной рейд по наиболее опасным транспортным артериям Жетысу: маршрутам Алматы – Талдыкорган, Алматы – Хоргос, Сарыозек – Жаркент. Спецкомиссия вновь выявила множество недочетов. В результате крупный штраф наложен на ТОО «Казахавтодор», в случае повторных нарушений компанию могут лишить лицензии.