
Открывая заседание, председатель Сената отметил, что в Стратегии «Казахстан-2050» обозначена задача для республики – стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. На этом же вопросе свое внимание в Послании акцентировал и Президент страны.
– Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана обратил внимание на то, что потенциал страны в сельском хозяйстве, в частности возможность производства органической продукции, используется не в полной мере. В настоящее время на рынке производства органической продукции наблюдается долгосрочный тренд роста. Поэтому есть все основания полагать, что эта отрасль имеет высокие шансы на развитие, – сказал Маулен Ашимбаев.
Спикер Сената подчеркнул, что в нашей стране проводится работа по налаживанию производства органической продукции, но в то же время существуют в отрасли и проблемы, в том числе касающиеся законодательного регулирования. Поэтому сенаторами был инициирован ряд законопроектов, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.
Все новеллы направлены на создание благоприятных условий для производителей органической продукции и удовлетворения потребностей населения в такой продукции.
В частности, государству предлагается субсидировать расходы переходного периода, так как сельхозтоваропроизводители в течение нескольких лет могут не получать урожай и, соответственно, прибыль от пустующих сельхозугодий, находящихся в переходном периоде.
Еще одно нововведение, на котором остановился в ходе обсуждения законопроекта сенатор Ахылбек Куришбаев, – это отказ от обязательной сертификации органической продукции. Согласно мировой практике объектом сертификации выступают процессы производства органической продукции, а не конечная продукция. Эта мера снижает себестоимость производства продукции и позволяет избежать дополнительной финансовой нагрузки на фермеров. В результате товар можно будет реализовать по приемлемым ценам, особенно на внутреннем рынке.
При этом сертификационные требования предлагается устанавливать в одном документе. В настоящее время сертификационные требования содержатся одновременно в четырех документах различного уровня, что создает сложности для работы сельхозтоваропроизводителей.
Одной из целей нововведений являются кооперация и объединение мелких производителей органической продукции в группы. Иначе говоря, законопроектом предлагается возможность объединения личных подсобных хозяйств, мелких фермерских и крестьянских хозяйств для прохождения групповой сертификации и формирования Национальной системы PGS, что снижает их организационно-управленческие и финансовые издержки.
Кроме того, предполагается, что целинные и залежные земли будут вводиться в оборот органического растениеводства без переходного, то есть конверсионного, периода.
– Хочу отметить, что в Казахстане имеется до 3 миллионов гектаров целинных земель, которые при соответствующей технологии можно будет ввести в сельскохозяйственный оборот. Думаю, что такие преференции послужат хорошим стимулом для аграриев, – считает Ахылбек Куришбаев.
Также проектом предусмотрено, что фермерские или крестьянские хозяйства, агрохолдинги и предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности, сертифицированные иностранными органами, будут иметь возможность реализации органической продукции на внутреннем рынке в статусе и с маркировкой «органик», «био», «эко». Этим, кроме обеспечения внутреннего рынка, создаются условия для интеграции в нашу систему иностранных органов по сертификации.
Предусмотрены и нормы, касающиеся контроля импортируемой продукции, – так, деятельность по поставке, маркировке и реализации импортируемой в РК органической продукции будет предметом регулирования нового закона.
Введение новых форм государственной поддержки предлагается в виде информационной, организационно-методической и консультативной поддержки производителей органической продукции, также сохранение действующей формы субсидирования сертификационных и консультационных затрат. Это является сдерживающим фактором для внедрения органических агротехнологий.
Ну и самое важное – создание инфраструктурных ресурсов органического производства: базы реестра семян и посадочного материала, пригодных для использования в органическом земледелии, формирование реестра органических животных, а также рыб в условиях органической аквакультуры, утверждение списков средств, разрешенных к органическому производству, в том числе согласованных с Европейской комиссией, а также разработка системы учета и достоверности производства органики.
Планируется и заключение соглашения между Республикой Казахстан и Европейской комиссией о взаимном признании в сфере производства и контроля органической продукции.
– Принятие данной нормы решит многие производственные вопросы, связанные с поиском органических семян, животных, технологий, методик, средств и практик органического производства, – пояснил сенатор.
Кроме того, подготовлены сопутствующие поправки по вопросам производства и оборота органической продукции в Предпринимательский кодекс, Экологический кодекс, Закон
«О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», в КоАП.
6 октября текущего года законопроект для получения официального заключения был представлен в Правительство, а также направлен для правовой, антикоррупционной и лингвистической экспертизы.
Для ускорения работы основной и сопутствующие законопроекты предварительно отработаны со всеми госорганами и НПП «Атамекен». Предварительные заключения Правительства по данным законопроектам будут рассмотрены на заседании МВК 29 октября.
На презентации было представлено и мнение МСХ. Министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев выразил уверенность, что принятие законопроекта позволит решить многие проблемы в вопросе регулирования производства и оборота экологически чистой, то есть органической, сельскохозяйственной продукции.
Сегодня в Казахстане имеются 38 хозяйств, получивших сертификаты соответствия зарубежных органов по подтверждению соответствия на производство органической продукции, которые будут ориентированы на новые требования в рамках стратегии «От фермы – до стола», принятой Европейской комиссией 20 мая 2020 года для создания безопасной и экологической продовольственной системы.
Для этого в рамках Нацпроекта по развитию АПК до 2025 года предусматриваются мероприятия по развитию органического земледелия с целью стимулирования производства и применения органических удобрений.
Потребность в органических удобрениях республики составляет порядка 100–110 млн тонн при научно обоснованной норме внесения 5 тонн на гектар. Согласно статистическим данным, в 2020 году внесено 1,2 млн тонн органических удобрений, что в два раза больше показателя 2016 года.
– Ввиду того, что применение органических удобрений становится все более актуальным в рамках принимаемых мер по развитию органического земледелия, считаем возможным в перспективе рассмотреть возможность оказания государственной поддержки приобретения органических видов удобрений промышленного происхождения, – отметил министр.
К слову, потенциальный рынок для нашей органической продукции достаточно обширен, это – США, Канада, страны ЕС, Норвегия, Япония, КНР и некоторые страны Азии. Имеется большой потенциал и в развитии органической животноводческой продукции. Для этого необходимо начинать с производства собственных органических кормов, что даст толчок развитию органического животноводства внутри страны. А это уже – формирование замкнутой цепочки, которая создаст мощный стимулирующий эффект для всей органической отрасли.
Реализация всех намеченных мероприятий развития органического сельского хозяйства позволит сформировать внутренний рынок органической продукции республики, уверен глава МСХ.
– Кроме того, это позволит увеличить ее экспорт, содействовать оздоровлению населения, улучшению экологической среды, производству безопасных для здоровья человека продуктов питания и реализовать свой потенциал, заняв высокое место в мировом рейтинге органических производителей в ближайшие 10 лет, – сказал Ербол Карашукеев.
Между тем главный эксперт по агрополитике Бюро по связям и партнерству ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в Республике Казахстан Лилия Мусина напомнила, что Казахстан находится в так называемом «сером списке» Европейского союза – основного покупателя нашей органики. Это означает увеличение дополнительных расходов до 70 долларов на тонну экспортируемой органической продукции для подтверждения сертификации, требующей дополнительных проверок при ввозе органической продукции в Европейский союз.
– На данный момент важной задачей для страны и производителей органической продукции является выход из этого «особого» списка. Широкомасштабное внедрение системы Check organic могло бы повысить доверие к казахстанской органике на внешних рынках наряду с активными консультациями при поддержке ФАО с Европейской комиссией, – сказала она.
Кроме того, при подготовке Национального проекта по развитию АПК Казахстана до 2025 года и Концепции развития АПК до 2030 года ФАО разработала целый комплекс мер по развитию и поддержке органического сельского хозяйства, в том числе и предложения по внесению изменений в действующий Закон РК «О производстве органической продукции», по стимулированию производителей органики.
– Для стимулирования производителей органической продукции можно было бы ввести предлагаемый нами институт «ответственного землепользователя», который бы взамен на выполненные обязательства по рациональному использованию сельхозугодий и экологические обязательства получал бы гарантированную господдержку, – считает Лилия Мусина.
Что касается презентуемого проекта закона, Лилия Мусина обратила внимание на то, что сегодняшняя международная практика движется в сторону ужесточения требований к сертификации органической продукции в соответствии с национальными системами сертификации.
Из плюсов законопроекта Лилия Мусина отметила концептуальную нацеленность на стимулирование развития органического сельского хозяйства в аграрном секторе Казахстана. В частности, это субсидии на производственные затраты переходного периода, субсидирование консультационных и сертификационных затрат производителей органики. Полезной новацией проекта закона является возможность групповой сертификации органического производства, что будет способствовать вовлечению в этот процесс мелких сельхозтоваропроизводителей.
– Считаем правильным также декларируемую эквивалентность в признании иностранных и национальной систем сертификации, – сказала эксперт.
В завершение презентации спикер Сената заверил, что все предложения будут учтены в дальнейших обсуждениях законопроектов, и подчеркнул необходимость их внесения на рассмотрение Парламента до конца этого года.