
В настоящее время признано, что совершенствовать подготовку специалистов позволят компетентностный подход к образовательной деятельности и реализация идеи непрерывного профессионального образования. Появление высоких технологий в медицине, ускорение темпа жизни, нарастающий объем знаний, внедрение новых лечебно-диагностических методик – все это ставит перед современной системой медицинского образования задачи по разработке качественно новых подходов к оценке теоретических и практических навыков с использованием инновационных технологий.
Внедрение новой системы оценки будет также способствовать успешному осуществлению реформы в системе образования специалистов здравоохранения, повышения качества медицинской помощи и потенциала специалистов практического здравоохранения.
В Плане мероприятий Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011–2015 годы поставлены конкретные задачи по внедрению института независимой оценки знаний и навыков выпускников медицинских вузов, колледжей и специалистов здравоохранения. В связи с этим с 2012 года начал осуществлять свою деятельность Республиканский центр оценки знаний и навыков, приоритетными направлениями которого являются:
– оценка профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов здравоохранения;
– оценка знаний и навыков практикующих специалистов здравоохранения, допустивших летальные случаи (по рекомендациям Республиканского штаба по снижению материнской, младенческой смертности и смертности от болезней системы кровообращения Министерства здравоохранения Республики Казахстан);
– обучение специалистов здравоохранения с использованием симуляционных технологий в городах Астане и Алматы.
В ряде стран (США, Канада, Англия, Австралия, Израиль) существуют независимые структуры, которые проводят процедуру экзаменации как выпускников, так и специалистов с использованием симуляционных технологий. Это позволяет объективно оценить уровень знаний и навыков, вузам – более требовательно отнестись к подготовке кадров, а выпускникам и специалистам ответственнее подходить к вопросу о дальнейшем существовании в профессии.
На сегодня Казахстан стоит на пороге нового этапа развития системы образования специалистов здравоохранения, в частности по внедрению независимой оценки знаний и навыков. Республиканский центр оценки знаний и навыков – это принципиально новая структура, которая осуществляет функции именно независимой оценки специалистов здравоохранения и имеет некоторый опыт в организации и проведении сертификационных экзаменов с использованием симуляционных технологий и с привлечением стандартизированных пациентов. Так, в сентябре 2013 года впервые в республике Республиканский центр оценки знаний и навыков успешно провел пилотную оценку профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов здравоохранения для 174 врачей и 86 средних медицинских работников в городах Астане и Алматы. Система сертификационного экзамена включала в себя этапы оценки теоретических (тестовые задания, состоящие из 150 вопросов) и практических навыков с использованием симуляционных технологий. По итогам проведения пилотной оценки специалисты здравоохранения показали неплохие результаты.
При проведении тестирования максимальный балл специалистов с высшим медицинским образованием составил 109, а минимальный – 41 балл, средних медицинских работников максимальный балл составил 108, минимальный – 31. В целом специалисты здравоохранения с высшим медицинским образованием (гг. Астана и Алматы) показали хорошие результаты по вопросам организации работы медицинской организации, основным нормативным правовым актам в области здравоохранения, вопросам медицинской этики и деонтологии и менее – по вопросам скорой неотложной медицинской помощи. Однако отмечалось, что средние медицинские работники недостаточно осведомлены в вопросах организации медицинской службы, этики и деонтологии профилактики и показателях деятельности лечебно-профилактических учреждений.
Опыт передовых стран мира по управлению качеством и безопасностью пациентов показывает необходимость создания в крупных клиниках так называемых симуляционных центров, оснащенных самыми современными виртуальными роботами-тренажерами. В связи с этим предполагается создать на базе крупных многопрофильных клиник 16 региональных симуляционных центров с целью проведения оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов здравоохранения с последующим оснащением современными муляжами и фантомами. Таким образом, медицинский персонал будет иметь возможность отрабатывать до автоматизма все свои действия, что позволит управлять качеством оказания медицинских услуг и снизить врачебные ошибки.
Вместе с тем в целях координации и обеспечения стандартизированных подходов, требований к симуляционному обучению в медицинских вузах, колледжах функционирующие симуляционные центры будут проводить обучение в соответствии с единой методологией, определенной Республиканским центром оценки знаний и навыков. Наряду с этим Республиканский центр оценки знаний и навыков ставит перед собой задачи в рамках сотрудничества с Республиканским штабом по принятию мер по снижению материнской, младенческой смертности и смертности от болезней системы кровообращения в целях повышения профессиональной подготовленности (обучению) специалистов здравоохранения, допустивших летальные случаи в медицинских вузах, колледжах с последующей оценкой в Республиканском центре оценки знаний и навыков.
Таким образом, внедрение новой системы оценки практических навыков с присвоением квалификационной категории для специалистов здравоохранения позволит обеспечить здравоохранение республики профессионально подготовленными медицинскими кадрами, повысить ответственность как выпускника, так и подготовившего его вуза за качество образования, снизить риск медицинских ошибок и повысить качество оказания медицинской помощи населению РК, централизует и интегрирует базу данных всех специалистов здравоохранения различных специальностей. Тем самым заложит основу для модернизации и развития инновационных технологий в медицинском образовании, а также повысит конкурентоспособность казахстанских специалистов, позволит Казахстану войти в Европейское и мировое образовательное сообщество.
Гульмира ЖАНГЕРЕЕВА, Республиканский центр оценки знаний и навыков РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» Министерства здравоохранения РК