Системность и эволюционность Программа конституционных реформ Главы государства вынесена на всенародное обсуждение. И главные эпитеты, которые напрашиваются после детального знакомства с инициативой, – это последовательность, системность и эволюционность.
Казахстанцы, для которых новейшая история нашей страны – «живая память», а не сухие строчки в учебнике, ощущают сегодня некое сходство с тем, что было в далеком 1995 году. Если коротко, общество, достигнув определенной точки, стояло в то время на развилке. Куда двигаться дальше? Президент тогда предложил свой путь, став вдохновителем целого ряда реформ. И все они были бы невозможны без Конституции 1995 года.
То было непростое время. Нурсултан Назарбаев приложил немало сил для подготовки документа, работая над ним совместно с рабочей группой, в которую вошли лучшие отечественные и зарубежные ученые и юристы. Это был масштабный труд, в котором принимала участие и общественность Казахстана. Проект Основного закона был вынесен на широкое обсуждение. Вот лишь одна цифра: в адрес специально созданного Президентом экспертно-консультативного совета поступило около 30 тыс. предложений.
В итоге новая Конституция была принята на референдуме. В плебисците приняли участие 90,58% избирателей. Из них голосовали «за» 89,14%.
«Это была победа. Высокий уровень участия в голосовании был показателем поддержки гражданами нашего государства того курса, который мы провозгласили в Основном законе страны. Я испытал огромное чувство благодарности. У каждого политика бывает свой звездный час, когда он получает всенародную поддержку и испытывает огромное удовлетворение от того, что он выполнил свой долг», – вспоминает в своей книге «Казахстанский путь» Нурсултан Назарбаев.
С введением новой Конституции загорелся зеленый свет для проведения решительных экономических реформ. На смену Верховному Совету пришел профессиональный двухпалатный Парламент, который сформировал новую правовую базу и обеспечил динамичное развитие страны. Основной закон провозгласил Казахстан унитарным государством с президентской формой правления, предусмотрев механизм разделения единой государственной власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную, над которыми как гарант Конституции встал Глава государства.
Эволюция социумаЭто был важный, но далеко не последний шаг в формировании правовой архитектуры современного Казахстана. Изменения и дополнения в Основной закон вносились еще три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. И всегда они преследовали главную цель – обеспечить более полное включение народа в процессы государственного строительства. Параллельно проводилась настройка общественного сознания, выращивание необходимых установок, без которых не может быть реализована ни одна реформа.
Ведь Нурсултан Назарбаев понимает как никто другой, что демократию невозможно вырастить искусственно. Здесь нужна эволюция социума.
Понимает Глава государства и другое, что застой губителен. В стратегическом контексте мы это видим в поэтапно реализуемых инициативах Нурсултана Назарбаева. На новом витке развития этой цели посвящена каждая из Пяти институциональных реформ, предложенных Президентом. Принципиальным продолжением Плана нации стала программа конституционных реформ 2017 года.
Новая программа конституционных реформ преследует одну главную цель – сделать систему государственного управления более гибкой и в то же время устойчивой. Нурсултан Назарбаев, чувствуя пульс глобальных перемен, принял судьбоносное для правовой и управленческой систем решение. Ведь что ни говори, а времена меняются. Как сказал Президент о новациях, это будет более сложная система, но и общество стало более сложным.
О деталях и правовых нюансах предлагаемых поправок сказано уже немало. Но есть несколько определяющих моментов, на которых все же хотелось бы акцентировать внимание.
Если говорить о политических аспектах инициатив, важно отметить, что Президент сознательно идет на делегирование части своих полномочий Правительству и Парламенту. Это будет своего рода экзамен, «карьерные» лифты для тех, кто способен брать ответственность на себя и быть инициативным.
На заседании рабочей группы, работающей над законодательными изменениями, Нурсултан Назарбаев особо отмечал необходимость повышения ответственности.
– В Правительстве в прошлом году реорганизацию провели, сократили большое количество министерств. Для чего? – задал вопрос Нурсултан Назарбаев и отметил, что сделано это с конкретной целью, чтобы каждый министр отвечал за свое ведомство, не бюрократией занимался, а брал ответственность на себя.
– Поэтому надо сделать так, чтобы Правительство отвечало за реализацию программ. Общество и Парламент должны следить: разработали программу, утвердили – выполняйте, – подчеркнул Глава государства.
И это, безусловно, важнейший аспект, если говорить о принципах программного управления. Ускорение глобальных политических процессов, нарастание темпов технологической и социальной модернизации не оставляют времени на раскачку.
Стержень государственностиВ целом структура государственной власти трансформируется следующим образом. Институт Президента останется системообразующим стержнем казахстанской государственности. Глава государства будет выполнять основные функции гаранта Конституции и стабильности, верховного арбитра между ветвями власти, определять стратегию внешней и внутренней политики, обеспечения безопасности и обороноспособности страны.
Остальные ветви власти, в частности мы будем говорить о Правительстве и Парламенте, будут нести ответственность в рамках своих усиливающихся полномочий.
Так, например, главный представительный орган сможет оказывать решающее влияние на формирование Кабинета министров. Будет упрощен вотум недоверия. Кабмин, в свою очередь, получит больше самостоятельности в части регулирования социально-экономической сферы, будет утверждать государственные программы, создавать или упразднять центральные исполнительные органы.
В частности, предполагается рассмотреть передачу в компетенцию исполнительной власти образование Республиканской бюджетной комиссии, создание и упразднение специальных экономических зон, введение специального валютного режима, утверждение перечня праздничных дат, установление границ городов и так далее.
Все это приведет к функциональной разгрузке Президента, позволит ему сконцентрироваться на стратегических вопросах развития. Ведь надо признать, что деятельность Главы государства сегодня перегружена организационно-техническими и контрольными функциями в сферах, которые более характерны для исполнительной власти. Это социальные аспекты, экономика. Вплоть до того, что в полномочия Президента входят вопросы государственных закупок или утверждения архитектурно-строительного совета Астаны.
В целом изменения планируются масштабные. Это новый шаг по пути демократизации политической системы Казахстана. Шаг логичный и своевременный. Ведь, как говорил Нурсултан Назарбаев, наша Конституция – это не зеркальное отображение действительности, а представление о должном состоянии общества и государства. Поэтому ее потенциал далеко не исчерпан…