
Об этом на пресс-конференции в СЦК сообщил директор департамента крупных налогоплательщиков КГД МФ РК Ануар Сулейменов.
По данным ведомства, субъектами крупного бизнеса, состоящими на мониторинге, являются 342 налогоплательщика, из которых 98 – недропользователи, 244 – крупные налогоплательщики из различных секторов экономики, на которых приходится 43,7% налоговых поступлений в государственный бюджет, и более 51% – в республиканский.
Как сообщил Ануар Сулейменов, по итогам 9 месяцев текущего года поступления от субъектов крупного бизнеса в государственный бюджет увеличились на 36% и составили 3 302,3 млрд тенге. Поступления в республиканский бюджет увеличились на 50% – до 2 520,7 млрд тенге.
– На улучшение качества администрирования повлияло назначение налоговых проверок с использованием информационной системы управления рисками. Ее применение позволило точечно отбирать субъекты крупного бизнеса для налоговых проверок на основе показателей оценки степени риска, где проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска, – уточнил спикер.
В целом за 9 месяцев 2021 года завершено 34 налоговые проверки крупных налогоплательщиков. По их результатам доначислено 46,5 млрд тенге налогов и пени.
Как отметил Ануар Сулейменов, специфика налогообложения недропользователей как в мире, так и в нашем государстве уникальна, а по соглашениям о разделе продукции и вовсе предоставлена стабильность налогового режима на дату заключения таких документов.
Нарушения налогового законодательства у недропользователей, по его словам, в основном состоят из многоэтапных структурированно разработанных сложных схем. Случаются и попытки уклонения от налогообложения путем вольного толкования норм Налогового кодекса в свою пользу.
– Данные нарушения крайне отличают их от других налогоплательщиков, у которых нарушения в основном состоят из взаимодействия с сомнительными предприятиями, – подчеркнул представитель КГД.
В связи с этим для налогового мониторинга и налоговых проверок недропользователей выбран интенсивный подход, суть которого состоит в постоянном смещении от количественного к качественному анализу, при котором используется широкий спектр инструментов налогового контроля. Он включает в себя доскональное изучение производственного процесса предприятия, анализ контрактов на недропользование и производственных отчетов, финансовой отчетности, тесное взаимодействие с отраслевыми и международными уполномоченными органами.
При этом сопоставляются финансовые показатели компании и понесенные ею затраты с недропользователями, у которых имеются схожие условия разработки месторождения. Ведется и постоянный мониторинг СМИ на предмет выявления рисковых операций.
Такой подход позволяет сконцентрировать силы в нужном направлении, что дает свои положительные результаты. Например, в результате данных мер только за 2021 год КГД удалось изыскать около 100 млрд тенге дополнительных резервов в бюджет.
Комитет государственных доходов для упрощения налогового администрирования внедряет цифровые решения и развивает дистанционное администрирование.
Приоритетным является новый проект, основанный на транспарентных отношениях, – горизонтальный мониторинг, который стартовал в июле 2020-го и продлится до 31 декабря 2023 года. Его цель – своевременное реагирование и предупреждение осуществления налогоплательщиками рисковых операций и нарушений налогового и иного законодательства путем установления удаленного доступа к информационным системам участников.
По словам Ануара Сулейменова, на сегодня в «пилоте» участвуют 10 крупных налогоплательщиков, проводятся переговоры еще с 20 компаниями из различных секторов экономики.
– Участие в горизонтальном мониторинге позволит налогоплательщикам существенно сократить издержки по сопровождению налогового контроля. При этом спорные вопросы, вытекающие в ходе пилотного проекта, рассматриваются согласительной комиссией, – пояснил спикер.
Горизонтальный мониторинг позволит существенно снизить налоговые риски, обеспечить своевременными поступлениями бюджет и избежать длительных споров по итогам налоговых проверок, которые могут длиться более 3 лет. При этом участники проекта могут рассчитывать на доверительные партнерские отношения с органами госдоходов, на признание добросовестными налогоплательщиками и повышение инвестиционной привлекательности компаний как на внутреннем, так и на глобальном рынках.
В целом итогом этой работы в Казахстане станут полная автоматизация и внедрение типовых платформ, автоматическая сверка данных бухгалтерского и налогового учета и «точечное» выявление рисковых областей за счет применения риск-ориентированного подхода.