Создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры, рост транзитного потенциала Казахстана были темой брифинга с участием вице-президента АО «Қазақстан темір жолы» Романа Скляра и заместителя директора филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Центр развития транспортной логистики» Абдур-Рашида Сакенова.
В числе крупных инфраструктурных проектов, реализуемых АО «НК «ҚТЖ», – проект расширения морского порта Актау в северном направлении. На сегодня в порту осуществляется строительство трех грузовых терминалов мощностью 3 млн. тонн, в том числе один зерновой мощностью перевалки 1,5 млн. тонн зерна в год и два терминала генеральных и контейнерных грузов также мощностью 1,5 млн. тонн обработки в год.
– Мощность морского порта Актау возрастет с 18 до 21 миллиона тонн перевалки грузов, – пояснил Р. Скляр. – В настоящее время на терминале ведутся строительно-монтажные работы, полное завершение цикла работ предусмотрено 1 июля текущего года.
Наряду с этим начато строительство паромного комплекса в порту Курык, мощность которого составит 4 млн. тонн в год. В нынешнем году планируется ввести в эксплуатацию новую железнодорожную линию Боржакты – Ерсай, которая создаст инфраструктурную основу для реализации индустриальных проектов в прибрежной зоне.
Ряд проектов по развитию транспортно-логистической инфраструктуры был реализован в прошлом году. Так, построена железнодорожная линия Жезказган – Бейнеу, благодаря которой открыты 13 станций и 32 разъезда. Успешно эксплуатируется и новая железнодорожная линия Узень – Берекет – Горган, пролегающая по территориям Казахстана, Туркменистана и Ирана. В минувшем году через пограничный переход Болашак – Серхетяка перевезено более 1 млн. тонн груза.
Как сообщил Р. Скляр, согласно графику ведутся работы по возведению объектов сухого порта, логистической и индустриальной зон, а также инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». На сегодня зарегистрировано порядка 75 участников реализации данного проекта. Принимаются меры по дальнейшему привлечению крупных компаний мирового уровня, инвесторов на объекты СЭЗ.
– К 2020 году доходы нашей компании вырастут в три раза. При этом прогнозный среднегодовой эффект в приросте ВВП страны составит порядка 1%, – резюмировал вице-президент АО «НК «ҚТЖ».
По его словам, реализация всех инфраструктурных проектов обеспечит существенный мультипликативный эффект для экономики страны, а также внесет вклад в развитие евразийских транспортных коридоров, создание выгодных условий для международного транзита.