Первый Президент Казахстана – Елбасы поручил проработать новые форматы обратной связи с населением. Как показывает практика, эффективность выработки таких механизмов прямо пропорциональна участию в этой работе как можно большего количества квалифицированных экспертов, представителей гражданского общества и СМИ.
– Максимальный охват, открытость и оперативность реагирования – три постулата, на которые мы ориентируемся, – сказал, открывая семинар, министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев. – При этом на сегодня регионами наработан солидный позитивный опыт, это прежде всего проекты «Открытый акимат», Ikomek, «Народный контроль» и другие. Все они стали возможными благодаря массовой диджитализации населения, проникновению Интернета, цифровизации всех сфер нашей жизнедеятельности.
Практически у каждого областного акимата есть свои страницы в соцсетях, где люди оставляют просьбы, жалобы и предложения. Конечно, оперативность и эффективность реагирования на них, по мнению министра, разнится от региона к региону, но все понимают важность этой работы и пытаются улучшить ее. В целом нельзя не признать, что такой опыт серьезно снижает уровень социального напряжения.
Еще одним аспектом этой работы является реализация Закона РК «О доступе к информации» – беспрецедентного правового документа, получившего одобрение не только в нашей стране, но и за рубежом. В сравнении с многими развитыми странами мы, к примеру, расширили перечень обладателей информации. В Великобритании и Южной Корее к ним отнесены только госорганы и госкомпании, у нас же это весь квазигосударственный сектор и частные организации, которые получают бюджетные средства.
– Все мы понимаем, что принятие закона – лишь полдела. Поэтому постоянно совершенствуем его исполнение, оптимизируем процедуры, вносим корректировки в подзаконные акты, проводим регулярные тренинги и семинары для сотрудников госорганов. В этой работе огромную помощь оказывают НПО, – сказал Даурен Абаев, выразив благодарность за сотрудничество «Интерньюс Казахстан», Институту гуманитарных исследований и проектов, Международному центру некоммерческого права, Казахстанской ассоциации развития ресурсов.
Во взаимодействии госорганов и СМИ большое внимание отводится работе пресс-служб. Даурен Абаев заявил, что отношение первых руководителей госорганов к пресс-службам за последнее время сильно изменилось, министры и акимы гораздо серьезнее стали подходить к найму пресс-секретарей.
– Мы со своей стороны ежегодно проводим курсы и семинары по повышению квалификации работников пресс-служб, поощряем в рамках Astana Media Week самых активных и грамотных пресс-секретарей. Впервые прописали статус пресс-секретаря в Законе «О СМИ». И сейчас ведется работа по повышению категории пресс-секретаря, может, до уровня директора департамента, – сообщил министр информации и общественного развития.
На четырех панельных сессиях участники семинара-совещания обсудили роль СМИ как каналов получения информации, потребности людей с ограниченными возможностями, вопросы применения современных информационных технологий и механизмы совершенствования оказания госуслуг. Во второй половине дня велась практическая работа по формированию предложений и рекомендаций.
Юрист «Интерньюс Казахстан» Ольга Диденко рассказала о глобальных трендах медиа: улучшении получения информации, росте саморегулирования медийного сообщества. Заместитель министра внутренних дел РК Алексей Калайчиди поделился тем, как одно из самых закрытых ведомств пытается внедрить культуру взаимодействия с обществом. Представитель Международного центра некоммерческого права Гульмира Кужекеева представила поправки в Закон РК «О доступе к информации».