
В центр внимания депутаты поставили те замечания и жесткую критику, которые сделал на расширенном заседании Правительства Президент Н. Назарбаев. В первую очередь по неосвоению бюджетных средств, системе проведения госзакупок, финансовой политике и дисциплине Правительства и акиматов на местах в решении данных вопросов.
Как отметил в связи с этим Омархан Оксикбаев, неосвоение администраторами бюджетных программ и трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета, – это не новость дня, она из года в год неустанно преследует наше Правительство.
– По результатам 9 месяцев нынешнего года всего не освоено 303 миллиарда тенге, из них 125 миллиардов – администраторами бюджетных программ, 170 миллиардов тенге – местными исполнительными органами. Для сравнения скажу, что в 2011 году неосвоение составило 166 миллиардов тенге. Несмотря на разграничение государственных функций управления, происходит централизация принятия решений и их реализация посредством бюджетного процесса и межбюджетных отношений, – отметил депутат.
По мнению экс-председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета нашей страны (2003–2012), зачастую при формировании бюджета в заявку включаются необоснованные, завышенные расходы. Не учитываются результаты предыдущих бюджетных программ. Не берутся во внимание итоги проверок контролирующих органов, не соблюдаются нормы и нормативы.
Говоря о трансфертах, спикер привел сравнительные данные, согласно которым в 2005 году из республиканского бюджета местным бюджетам было выделено целевых трансфертов на сумму 138 млрд., субвенций – на 133 млрд. В 2013 году эти показатели составили соответственно 890 млрд. и 866 млрд. тенге.
При этом решения о распределении целевых трансфертов принимаются местными исполнительными органами не самостоятельно, а по согласованию с центральным исполнительным органом, пояснил О. Оксикбаев. Эти процедуры требуют значительного времени и затрат, что приводит к размыванию ответственности и позднему поступлению денег и, как следствие, к неосвоению средств.
Принятие трехлетнего бюджета с его неоднократными корректировками и уточнениями в течение года депутат Мажилиса назвал формальным явлением, которое сегодня на практике не дает тех преимуществ, которых можно достигнуть.
– С 2009 года в нашей стране на скользящей основе принимается и реализуется трехлетний бюджет. Внедрение данного новшества должно было дать такое преимущество, как преемственность государственной политики. Трехлетний бюджет позволяет предвидеть все резкие перемены в выбранном курсе развития и обеспечить наглядный пример соответствующего функциям государственного органа бюджета, – отметил он.
Сделал акцент выступающий и на ежегодном увеличении числа юридических лиц с участием государства, расходы на капитализацию которых постоянно растут.
– Я бы сказал, в нашем государстве идет скрытая деприватизация, – сказал он. – Средства, выделяемые субъектам квазигосударственного сектора, используются неэффективно, что сопровождается «поеданием» активов. Закидывание в уставные фонды нацкомпаний бюджетных средств приводит к их обезличиванию, и в конечном итоге они разбазариваются.
Обратил внимание депутат и на возможные пути решения таких проблем, как системное удорожание стоимости объектов, строящихся за счет бюджетных средств. По его мнению, для устранения недостатков при планировании и исполнении бюджета Правительству следовало бы предусмотреть в действующем законодательстве ответственность администраторов бюджетных программ вплоть до уголовного наказания за достоверность информации о расчетах, содержащихся в бюджетной заявке, – для предотвращения фактов умышленного формирования и завышенных бюджетных заявок. По каждой бюджетной программе должен быть назначен ответственный человек, считает народный избранник. При этом он предложил конкретные меры, направленные на решение обозначенных актуальных проблем. В частности, было предложено для экономического стимулирования акимов, их большей финансовой самостоятельности и ответственности, для развития среднего и малого бизнеса рассмотреть вопрос передачи на областной уровень поступлений по корпоративному подоходному налогу.
– Думаю, пора прекратить выделение средств в уставные фонды нацкомпаний и акционерных обществ. Надо кредитовать из бюджета проекты и уже по принятым объектам рассчитываться с бюджетом. Тогда мы будем знать, куда эти деньги были направлены. Необходимо запретить строительство объектов за счет бюджетных средств с не прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документацией, – резюмировал депутат.
Справедливой назвал критику, высказанную Главой государства по неэффективной работе специальных экономических зон (СЭЗ), прозвучавшую на совещании 11 октября, и Михаил Бортник.
Излагая свое видение сложившейся ситуации через призму принятых Парламентом законов, депутат напомнил, что в январе текущего года внесены изменения в Закон «О специальных экономических зонах», в Налоговый кодекс, в части дополнений приоритетных видов СЭЗ, что позволяет создавать СЭЗ на территории частных земель. Для обеспечения доступа на территорию СЭЗ крупных инвестиционных проектов законом четко конкретизированы меры, позволяющие заниматься этой деятельностью только тем бизнесменам, которые имеют основание и опыт осуществления данных проектов.
– В законодательство были внесены значительные изменения с целью усовершенствовать и улучшить работу СЭЗ, однако реальная ситуация, которую прокомментировал Глава государства, такова, что из 10 СЭЗ, которые существуют, лишь небольшая часть «отбивает» те средства, которые в них вложены, большинство из них остается на бумаге, и, к сожалению, реальных сдвигов реализации планов, озвученных при их создании, на сегодня не наблюдается. Думаю, критика Главы государства, прозвучавшая по этому направлению, еще раз подтвердила это, – заявил сенатор.
Коснулся в своей речи депутат и темы внедрения новых форм государственно-частного партнерства (ГЧП), а также ситуации в автодорожной отрасли, подчеркнув при этом, что в нашей стране есть все возможности для хорошего бизнес-климата.
Гуляим ТУЛЕШЕВА