Певец Великой степи
Нынче общественность всей страны широко отмечает 175-летие Жамбыла Жабаева, оставившего яркий след в истории казахского устного творчества. Стартовав в Нур-Султане, юбилейные мероприятия проходят во всех регионах республики, а также за рубежом.
Большой наплыв почитателей таланта Жамбыла наблюдается в Литературно-мемориальном доме-музее, расположенном в родном селе акына в Жамбылском районе Жетысу. Именно здесь, в низовьях реки Чу, в предгорьях Заилийского Алатау в далеком 1846 году в семье бедного скотовода-кочевника родился мальчик, которому суждено было прославиться на весь Советский Союз.
Еще в раннем детстве он отличался любознательностью, слыл непоседой. Малыш часами слушал песни чабанов и табунщиков, от них же узнал немало народных сказок и легенд. Благодаря маме Улдан и дяде Канадину – одаренным певцам и музыкантам – ребенок уже в 12 лет научился играть на домбре.
«Когда инструмент попал мне в руки, я забыл о шалостях, – вспоминал Жамбыл. – Мне казалось, что звенит не домбра, а мое юное сердце». Это и предрешило судьбу певца Великой степи.
Как отметил на одном из юбилейных собраний председатель правления Союза писателей Казахстана Улыкбек Есдаулет, за свою долгую, полную ярких событий жизнь прославленный акын сложил сотни лирических, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок. Многие произведения стали непревзойденными образцами казахского литературного искусства. «Поэма гневного сердца», «Черный указ», «Собака бая Кадырбая», «Вооруженный народ», «Колыбельная песня» и, конечно же, «Ленинградцы, дети мои!» – это лишь отдельные примеры художественного наследия классика.
– Лучше всего у Жамбыла получались стихи, обличающие пороки и недостатки в укладе жизни соплеменников, – напомнил Улыкбек Есдаулет. – Он был строг к богачам, допускавшим несправедливость по отношению к бедным. Защищая обездоленных, жыршы превратился в народного трибуна, достойно продолжив дело своего наставника Суюнбая.
Наиболее ярко талант Жамбыла проявился в айтысе, где он показал себя истинным мастером слова. Не случайно его называли степным Гомером, первым познакомившим мировую общественность с богатой культурой казахского народа.
Экскурсия в дом-музей
В июле 1945 года, сразу после кончины поэта, не дожившего всего 8 месяцев до своего столетия, Союз писателей Казахской ССР направил в Совет народных комиссаров республики письмо с предложением создать музей Жамбыла. Для этого была выбрана усадьба поэта, в которой собрали все, что относится к нему, начиная от предметов обихода и одежды и кончая полным собранием трудов. Главной задачей ставилось сохранить в неприкосновенности обстановку дома такой, какой она была при жизни Жамбыла.
Таким образом, в родном ауле выдающегося представителя казахской литературы появился музейный комплекс, включающий в себя Литературно-мемориальный дом-музей, мавзолей и парк.
У входа в музей нас встречает его заведующая, родная внучка легендарного акына Салтанат Жамбылова. Она сообщила, что практически во всех комнатах дома сохранилась обстановка, в которой жил и трудился ее знаменитый дед. Это и рабочий кабинет, и медицинский, где дежурили врачи, гостевая, спальня, кухня. Домашняя утварь, мебель и другие предметы, принадлежавшие семье Жамбыла, стали музейными экспонатами.
Экспозиция состоит из 12 разделов. Чего здесь только нет! Личные вещи Жамбыла, правительственные награды, сувениры, произведения, переведенные на 44 языка. В отдельных залах представлены памятные подарки от трудовых коллективов, письма воинов Красной армии, фотографии, документы, рассказывающие о творческом пути поэта.
фото Ерлана Алияскарова
В гараже сохранился даже легковой автомобиль ГАЗ М-1, подаренный народному любимцу Правительством Казахской ССР в далеком 1938 году. Это была роскошная по тем временам машина. Правда, сам Жамбыл, учитывая свой преклонный возраст, за руль не садился – его обслуживали водители, прикомандированные из правительственной автобазы. Акын любил посещать окрестные аулы, где он взял шефство над школой и детским домом. Любопытно, что машина до сих пор на ходу (!), можно даже завести мотор, но ездить, конечно, нельзя – раритет.
Среди других интересных экспонатов – чайный сервиз, самовар и поднос, подаренные поэту биологом Борисом Келлером, балериной Галиной Улановой и режиссером Сергеем Эйзенштейном. На стене в рабочем кабинете висит телефон-коммутатор с ручкой-крутилкой, а в спальне поэта хранятся его личные вещи – часы, домбра и трость.
По словам Салтанат Тезекбаевны, сохранились три домбры Жамбыла, две из которых находятся в доме-музее. Обе очень старые: одна – 1885 года, другая – 1936-го. Третья домбра передана в фонд Республиканского музея музыкальных инструментов им. Ыкыласа в Алматы.
Как известно, о значении этого инструмента в своей жизни акын-импровизатор выразился так: «Без пера и без чернил песня звонкая звучала.⁄Мне домбра, моя певунья, лист бумаги заменяла».
Внимание посетителей привлекут картины Абылхана Кастеева, предметы декоративно-прикладного искусства, ордена – Трудового Красного Знамени, Ленина, «Знак Почета», а также медаль «За оборону Ленинграда», присужденная Жамбылу посмертно в 1977 году. В одном из павильонов висит красный чапан, в котором акын дважды был в Москве. Представлены также восковые фигуры Жамбыла и композитора, народной артистки Казахской ССР Дины Нурпеисовой.
Как завещал почтенный аксакал, его похоронили возле дома, в саду, где он любил трудиться – сажал деревья, поливал и ухаживал за ними. Здесь по эскизам Абылхана Кастеева архитектор Иван Белоцерковский построил 18-метровый мавзолей, к которому приезжают паломники со всего Казахстана.
Примечательно, что и поныне в аулах часто можно услышать благословение-бата: «Будь как Жамбыл!» Это пожелание не только крепкого здоровья и долголетия, но и творческого вдохновения, поэтического мастерства.
«Новых песен слова твои»
Среди сотен писем, хранящихся в фонде музея, особое место занимают послания красноармейцев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной.
– Как их ждали! – восклицает Салтанат Жамбылова. – По рассказам ветеранов, эти треугольные конверты были живой связующей нитью между мужьями и женами, отцами и детьми. Пропахшие порохом, они несли в себе суровое дыхание войны, веру в Победу.
Одно из таких писем было адресовано Жамбылу начальником политотдела стрелковой дивизии, старшим батальонным комиссаром Шмерковичем.
«Уважаемый Джамбул Джабаев! Наша часть успешно борется с немецкими захватчиками, – писал политрук в июне 1942 года. – В одном ряду с русскими и украинцами беспощадно бьют фашистов сыны храброго казахского народа, воспетого в твоих песнях. Об их героизме рассказывает 50-й номер армейской газеты «За Родину», который мы высылаем вместе с письмом. В нем бойцы-казахи обращаются к любимому акыну с просьбой отозваться своей струной на отвагу и бесстрашие соотечественников».
«Уважаемый Джамбул! – продолжал автор письма. – Когда батыры твоего народа идут в атаку на врага, они вспоминают твои стихи: «У героев в обычае нет – с поля боя идти без побед!» Эти слова, как маяк, освещают наш путь, вдохновляют на подвиги во имя Родины. Воины-казахи пишут тебе, Джамбул: «Мы хотим нести сквозь бои новых песен слова твои. Передай землякам родным – мы с победой вернемся к ним. И героями в светлый час наши матери встретят нас!» Уважь просьбу своих сыновей, дорогой Джамбул. Пришли им «новых песен слова твои». Прими наш боевой красноармейский привет!»
Вот такое трогательное послание в редкие минуты затишья между боями написали земляки Жамбыла, отважно сражавшиеся на передовой.
Как известно, на фронте в 1943-м погиб сын поэта Алгадай. Это стало сильным ударом для старца, он старался ответить на все письма фронтовиков стихами, вызывавшими большой патриотический подъем...
…Завершая экскурсию, мы убедились, что в доме-музее царит особенная, умиротворенная атмосфера. Здесь стараниями смотрителей в первозданном виде сохранено множество вещей, принадлежавших хозяину. Нередко у посетителей возникает ощущение, что они оказались в том времени, когда жил поэт, а сам Жамбыл-ата где-то рядом. Просто вышел во двор или в сад и вот-вот вернется…