Перспективы транзитного хаба

1130
Досжан НУРГАЛИЕВ
Системный транзит
Казахстан стремится стать крупнейшим деловым и транзитным хабом Центральной Азии, достигнув к 2020 году увеличения транзитных перевозок вдвое – с 16 до 30 млн тонн. Реализация приоритетов данной сферы в рамках «100 конкретных шагов» предусматривает привлечение крупнейших мировых компаний к развитию транспортных коридоров и рынков мультимодальных перевозок, в том числе к созданию международного авиационного хаба.
В интеграции Казахстана в глобальную практику большую роль играет наличие совершенной дорожно-транспортной и логистической систем, которые выполняют две кардинально важные функции – обеспечивают доставку казахстанских грузов на рынки зарубежных стран и приносят государству существенный доход в виде платежей за транзит товаров по территории Казахстана. Кроме того, зона транзита – это широкое поле деятельности для малого и среднего предпринимательства, развития сети сервисно-технических, логистических и целого ряда других видов услуг.
Целесообразность наращивания транзитных перевозок из Европы в Китай и обратно через территорию Казахстана состоит в том, что у сухопутного маршрута по сравнению с морскими путями имеется существенное преимущество – он значительно короче и более безопасен. Так, если срок доставки грузов морским транспортом, например, из Берлина в китайский порт Желтого моря составляет 20 календарных дней, то сухопутный маршрут через Казахстан сокращает это время почти вдвое. Аналогичные преимущества казахстанский транзитный коридор дает и другим государствам континента, в частности России, Китаю, Японии, странам Европы и Балтии, Юго-Восточной и Центральной Азии, Закавказья, Ирану и Турции.
Согласно данным МИР РК, за последние годы в Казахстане наблюдается рост основных показателей транспортно-коммуникацион­ного комп­лекса в среднем на 8–10%. В 2014 году доля услуг транспорта в общем объеме ВВП составила 7,5%, объем транзитных перевозок достиг 17,5 млн тонн.
На сегодня наибольший уровень интенсивности грузопотоков наблюдается по маршрутам Северного и Центрального транзитных коридоров. В связи с этим государством уделяется огромное внимание созданию мультимодального Евразийского трансконтинентального коридора, что позволяет связать Европу и Азию и привлечь до 5–8% потенциального объе­ма транзитного грузопотока от общего товарооборота Китай – ЕС – Китай.
Транспортный коридор будет проходить по двум направлениям – через Казахстан, Россию и далее в Европу, а также через Казахстан, Азербайджан, Грузию и в Европу. Как сообщил в связи с этим глава МИР РК Асет Исекешев, по первому направлению создание данного коридора сегодня осуществляется в рамках двустороннего соглашения между Казахстаном и Россией. Другое направление маршрута требует координации железнодорожных операторов и таможенных служб, а также внедрения единого документа для полноценного развития мультимодального коридора. Поэтому для его создания планируется подписать соответствующее соглашение между Казахстаном, Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией.
В целом для развития полноценного мультимодального коридора предлагаемые меры разделены на два блока: первый – институциональная поддержка, второй – инфраструктурное развитие. В целях создания благоприятных институциональных условий будут внесены поправки в законодательство и продолжена работа на международном уровне.
В рамках развития транспортно-логистической инфраструктуры сегодня предус­матривается строительство терминалов класса «А» на западе, в порту Курык, и на востоке страны – в логистической зоне CЭЗ «Хоргос». Наряду с этим планируется формирование сети транспортно-логистических центров в Астане, Шымкенте, Актау, Актобе, Атырау, Орале, Костанае, Павлодаре и Семее.
В комплексе этих задач немалое внимание будет уделено техническому оснащению отечественного флота, строительству универсальных железнодорожных паромов и заводов по их производству, а также созданию внешней терминальной сети в морских и сухих портах Ирана, Литвы, Индии, России и Китая.
– Для полноценного развития мультимодальности в Казахстане необходимо сосредоточить внимание и на качестве автомобильных дорог, – отмечает глава МИР РК.
Сегодня идет активный процесс интеграции казахстанских дорожно-транспортных линий в Европейскую и Азиатскую региональные системы автомобильных дорог с выходом в крупнейшие транспортные узлы и терминалы большинства государств евразийского материка. Тем самым Казахстан решает одну из важных стратегических задач экономики – прорубает «окно» в большой мир.
– Между тем, учитывая важность содержания автомобильных дорог и их развития, предусматривается привлечение стратегических инвесторов для создания единого оператора, – говорит Асет Исекешев.
Национальный оператор в лице АО «НК «КазАвтоЖол» будет наделен полномочиями по самостоятельному привлечению инвесторов для реализации проектов автодорожной отрасли. Вложенные средства будут возвращаться инвесторам за счет сборов от платных автодорог, а также взимания платы за проезд грузового автотранспорта по автодорогам третьей категории пос­ле их реконструкции. Кроме того, единому оператору будут передаваться в доверительное управление отдельные участки автодорог.
Согласно Государственной программе развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года предусмот­рено введение платнос­ти на 7 тыс. км автодорог республиканского значения (первой категории – 3 210 км, второй – 3 743 км) в основном для грузового автотранс­порта. Международная и отечественная практика показывает, что основная прибыль приходится именно на этот вид автотранспорта. Согласно предварительному анализу, при существующей ставке 1 тенге за 1 км с легкового и 10–20 тенге с грузового транспорта сумма сборов с платных дорог к 2022 году составит свыше 41 млрд тенге, что позволит содержать не только платные, но и всю остальную сеть дорог республиканского значения.
В ближайшие пять лет в рамках программы «Нұрлы жол» Правительству предстоит проделать большую работу по строительству новых автомобильных дорог в Казахстане. Для финансирования этих проектов национальным оператором будут привлечены дополнительные средства в виде негосударственных займов.

Воздушная гавань страны
В настоящее время отрасль гражданской авиации также показывает стабильный рост показателей, который в среднем составляет 9–10% ежегодно. На рынке международных авиаперевозок превалируют отечественные перевозчики с соотношением 52% казахстанских и 48% иностранных авиакомпаний.
На внутреннем рынке регулярных авиаперевозок проведена либерализация, в результате которой на сегодня там оперируют пять основных игроков. Лидирую­щие позиции в этой группе занимают «Эйр Астана» (71%) и «СКАТ» (18%), другие компании – 11%.
– Вместе с тем, как мы видим, потенциал внутренних региональных перевозок еще не раскрыт в полной мере. В связи с этим в данной сфере создается региональная авиакомпании «Казах Эйр», – говорит министр.
Несмотря на положительную динамику отрасли, в рамках 100 шагов необходимо продолжать ее устойчивое развитие по таким направлениям, как использование транзитного потенциала Казахстана в первую очередь между Китаем и Европой, развитие смешанных перевозок и открытие новых международных рейсов из Астаны, а также повышение уровня безопасности полетов путем внедрения передовых стандартов.
Выгодная география Казахстана, расположенного между основными мировыми рынками, требует создания международного авиационного хаба, строительства нового международного аэропорта в Алматы с соответствующей инфраструктурой. Сегодня работа в этом направлении начата. Министерством по инвес­тициям и развитию РК рассмотрены предложения потенциальных инвесторов, в частности китайской компании «Тенгри Холдинг», сингапурской Changi Airports International Ltd и французской Vinci Group. При этом «Тенгри Холдинг» и Changi Airports International Ltd выступают за строительство нового аэропортового комплекса под Алматы, Vinci Group предлагает проект расширения существующего аэропорта.
В 2014 году общий объем грузовых воздушно-транспортных перевозок в мире составил 51,3 млн тонн, в том числе 19,6% (10 млн тонн) в направлении Азия – Европа. При этом транзит груза через воздушное пространство Казахстана сложился в пределах 1,5 млн тонн в год, из которых только 90 тыс. тонн груза обрабатывалось в аэропортах страны, что составляет всего 6% от всего объема грузопотока.
В кардинальном изменении данной ситуации в пользу казахстанской отрасли, а также гармонизации планов по развитию смешанных перевозок ведущую роль будут играть авиа­перевозчик «Эйр Астана» и компания «КТЖ» как крупные международные операторы. В целях полноценного использования воздушного транзитного потенциала и организации смешанных перевозок сегодня отраслевым ведомством начаты работы по снижению барьеров в данном направлении путем внесения ряда изменений в налоговое и таможенное законодательство РК для внедрения электронного документооборота при перевозке грузов. В результате реализации этих мер к 2020 году Казахстан планирует обслуживать до 30% (500 тыс. тонн) от транзита грузов через воздушное пространство республики.
Для развития международных пассажирских перевозок Казахстан инициирует меры по облегчению визового режима с рядом стран, в том числе с Японией и Сингапуром, граждане которых проявляют высокую туристическую активность. В связи с этим примечательно, что на сегодня значительно расширены условия воздушных перевозок между Казахстаном и Китаем.
Согласно имеющимся данным, рост транзитного пассажиропотока из Китая через Казахстан за последние три года увеличился на 81% – 70 тыс. пассажиров. По информации китайской стороны, объем выездного туризма Китая за 2014 год составил 115 млн человек. Привлечение даже 1% от этого объема превысит 10 млн пассажиров, что будет иметь огромный мультипликативный эффект для авиакомпаний и аэропортов Казахстана. Для сравнения: за 2014 год в Казахстане всего перевезено порядка 5,4 млн пассажиров.
В настоящее время в результате переговоров достигнута договоренность о значительном расширении прав на полеты между КНР и Казахстаном. При этом количество доступных для полетов городов Китая увеличилось в два раза, теперь наши компании смогут летать из любого города Казахстана не только в Пекин, Урумчи, Санью, но и в Шанхай, Сиянь, Ченьгду. Уже в текущем году авиакомпания «СКАТ» планирует открыть авиарейсы из Алматы и Астаны в Сиань, из Актау в Урумчи – в 2016 году, а также из Алматы и Астаны в Шанхай – в 2017 году. Авиакомпания «Эйр Астана» запланировала открытие рейсов из Астаны в Шанхай в 2019 году и в Ченьгду в 2018-м.
– Таким образом, соглашение, подписанное по итогам переговоров, открывает новые перспективы для использования воздушного транзитного потенциала Казахстана и развития экономического пояса Шелкового пути, – отметил А. Исекешев.

Популярное

Все
Отважный герой-пограничник
Трудовая миграция: стоит ли овчинка выделки?
Где лечиться, если нет врачей?
Иртыш теряет прозрачность
Преобразилась набережная Капшагая
Центр образовательных инноваций
Растет число жалоб потребителей
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
По закону – положено, фактически – недоступно
Буйство красок, цветов и чувств
Меценаты помогают очагам культуры
Дроппера заставили вернуть деньги потерпевшей
На маршруте – «Литературный автобус»
Это сладкое слово «скидка»
Наши конники победили на чемпионате Азии по аударыспақ
С заботой о здоровье ветеранов
Осуждены два сотрудника горбольницы
Увидели на сцене, чтобы задуматься в жизни
Бюджету Улытау возмещено свыше 200 млн тенге
Защищать права, создавая условия
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Как убивали Шерзата Болата
Вековой юбилей отметила фронтовичка из Караганды
По-прежнему бодр духом ветеран
Крупный металлургический завод начали строить в Жамбылской области
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Куриное яйцо продолжает дешеветь в Казахстане
85% марганца добывали на Жездинских месторождениях
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Казахстанско-китайский международный промышленный город строят в области Жетысу
Назначен новый посол Казахстана в Украине
Самородок казахской степи
В Жамбылской области дан старт строительству завода по глубокой переработке кукурузы
Синергия спорта и культуры
Год перемен для Баянаула
Инвестпроекты по развитию дорог рассмотрели в Правительстве РК
Плотину озера Иссык восстановит новый инвестор
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Пятибалльное землетрясение произошло на юге Казахстана

Читайте также

Защищать права, создавая условия
Дорожное строительство нуждается в научном подходе
Задачи малых сел в формате «макро»
Астана становится мировым центром аквариумистики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]