В рамках новой экономической политики «Нұрлы жол – путь в будущее» в ближайшие 5 лет по инициативе Президента РК будут реализованы масштабные проекты транспортной инфраструктуры. При этом будет обеспечено автомобильное, железнодорожное и авиатранспортное сообщение с центром республики по лучевому принципу. Как отметили в областном филиале НК «КазАвтоЖол», только за прошедшие 10 лет (2004–2014 годы) в Актюбинской области были реализованы проекты по развитию дорог на сумму 101 млрд тенге, в ходе которых подлежали реконструкции и реабилитации 1 063 км. Это 56% от общей сети дорог республиканского значения.
Одним из крупных проектов стала реконструкция участка международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, которую, кстати, Актюбинская область завершила первой в стране. Общая протяженность этого пути составляет 628 км. Начинается он от границы с Кызылординской областью, затем через Карабутак, Актобе, Северный обход города, Мартук выходит на Оренбург. Ввод этого участка весьма позитивно отразился на уровне жизни людей: в Актобе теперь из самой отдаленной точки жители могут доехать на машине за 3 часа, более того, в прилегающих к магистрали населенных пунктах бурно начал развиваться придорожный сервис, увеличился грузопоток, улучшилась взаимосвязь с ближайшими приграничными регионами.
По данным «КазАвтоЖола», в рамках реализованного проекта было подвергнуто реконструкции 356 км республиканских трасс, в том числе построено новых 40 км. Реконструкция участков в первую очередь предусматривала повышение технической категории дорог, что крайне положительно отразилось на безопасности дорожного движения, удобстве и комфортности проезда. Было построено 28 мостов, включая сложные транспортные развязки общей длиной более 2 км, 15 площадок для отдыха водителей и пассажиров.
В прошлом году дорожники в намеченные сроки завершили реконструкцию еще одного важного участка Уральск – Актобе протяженностью 197 км. Он входит в транзитный коридор граница Узбекистана – Шымкент – Кызылорда – Актобе – Уральск – граница РФ. С обновленной трассой, безусловно, в прилегающие к ней населенные пункты также пришли большие перемены.
Среди крупных автодорожных проектов в рамках «Нұрлы жол» Президент РК назвал трассу Астана – Актобе – Атырау. Эта ветка имеет огромное стратегическое значение как для региона, так и для всей страны. Автодорога Актобе – Атырау – граница РФ (на Астрахань) является частью транзитного коридора Баку – Астрахань – Атырау – Актобе – Актау – граница Туркменистана, который связывает Казахстан на западе с Азербайджаном и Европой, на севере – с Россией, на юге через Иран – со странами Персидского залива, а также с Узбекистаном и Туркменистаном – на юго-востоке и юге. Поэтому реконструкция этого важного транспортного узла для Западного Казахстана является первостепенной задачей. Протяженность дороги по территории Казахстана составляет 893 км, в том числе в Актюбинской области 330 км. Положительным моментом в реализации этого проекта является то, что дорога будет присоединена к трансконтинентальному коридору Западная Европа – Западный Китай.
Как говорят специалисты, в территориальном плане реконструкция названной трассы даст положительную динамику для развития региона, так как она является единственной дорогой, соединяющей не только Актобе и Атырау, но и сельские населенные пункты с районными. Она предоставит населению кратчайшее транспортное сообщение между двумя областными центрами, так как из-за ее неудовлетворительного состояния большая часть перевозок осуществляется нынче через Уральск с пробегом 950 км, что отражается на себестоимости товаров и услуг.
По словам руководителя ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог области» Аскара Есжанова, в настоящее время Министерством по инвестициям и развитию ведется работа по разработке проектно-сметной документации проекта «Реконструкция автомобильной дороги Актобе – Атырау», начало реализации которого намечено на 2016 год. Он всецело обеспечит решение ключевой задачи, поставленной Президентом РК, по созданию опережающей инфраструктуры транспортной системы в западном регионе страны.