Предприниматели Шымкента жалуются на новые дороги, которые, вопреки ожиданиям, не только не способствуют развитию бизнеса, но и выступают порой непреодолимым препятствием. В полной изоляции от транспортного сообщения оказались, к примеру, объекты, расположенные вдоль участка объездной автодороги Алматы – Ташкент, а также по обе стороны улицы Акназархана.
К ним невозможно подъехать на автомобиле, чтобы доставить товар или загрузить покупки. И такая ситуация наблюдается с 2020 года, когда на дорогах начались строительные работы по расширению полос движения.
Весь прошлый год предприниматели ждали завершения строительства широкополосной трассы на месте «убитой» объездной автодороги Алматы – Ташкент. Прежде объехать ее старались все, кто знал, насколько опасен для состояния автомобиля, а то и жизни водителя этот участок. Новая магистраль сулила увеличение потока движения, а значит, и клиентов.
Надежды оказались тщетны. Выяснилось, что для бизнеса строительство новой дороги только добавило трудностей, поставив под угрозу само его существование. Потенциальные покупатели и клиенты теперь и вовсе проезжают мимо магазинов, АЗС, автосервисов, складов, аптек, не имея возможности не то что припарковаться, а даже просто остановиться. На трассе это делать нельзя, а заезды на площадки возле магазинов и бывшие парковки перекрыты арыками и высокими бордюрами.
Попытки договориться со строителями закончились ничем, упершись в глухую стену непонимания. Бизнесмены не знают, в какие еще двери стучаться, чтобы их услышали и помогли решить проблему, свалившуюся как снег на голову.
Вся надежда теперь на палату предпринимателей Шымкента, куда обратились бизнесмены, заявив, что торговля и транспортная логистическая отрасль как один из важнейших источников экономического и социального развития города оказались в рукотворном тупике.
– Грузовые машины, я уж не говорю про легковушки, не умеют прыгать через бордюры и арыки, – предприниматель Канат Сарбасов – один из тех, чей бизнес оказался под угрозой закрытия. – Уже полтора года у меня объект не функционирует, потому что нет к нему подхода, грузопоток машин остановлен, все арендаторы ушли. Мы с таким нетерпением ждали, когда строители наконец-то завершат участок, но возобновить работу все равно не можем. Говорю: дайте мне дорогу. А в ответ: за свой счет делай. Цена вопроса – 500 тысяч тенге! Я уже был готов пойти на такие расходы, но в итоге вообще отказали!
Канат Сарбасов недоумевает: как можно было построить пешеходный переход прямо перед воротами, через которые машины с товаром заезжают на склад, парализовав тем самым работу. А ведь для этого есть место вдоль дороги – и пешеходам удобно, и бизнесу не мешало бы.
– Как я должен грузы подвозить – на вертолете что ли?! – вопрошает Канат Сарбасов. – Опять-таки на тротуар нельзя машину ставить – штраф предусмотрен и немалый. И никто за происходящее не отвечает. Энергетики свой столб взяли и перенесли с дороги прямо на территорию моего объекта. Нормы отчуждения ЛЭП при этом не соблюдены, грузовые машины проехать не могут! И никому нет дела до этого. Дорожники выделенные деньги на дорогу освоили и ушли, а как быть нам теперь?
Не лучше ситуация и в ИП «Косанов», заезд на АЗС которого стал тоже невозможен. Ну а нет заезда, значит, нет и торговли. Машины проезжают мимо, не заправляются – соответственно, объект предпринимательства вынужден простаивать. Более того, данное обстоятельство может привести к полной остановке и закрытию объекта.
При этом подрядчик кивает на заказчика, указывая, что это он при проектировании дороги не указал на чертежах бизнес-объект, к которому требуется заезд с трассы. И советует предпринимателю не тратить время на препирательства с дорожными строителями, а спрашивать с управления пассажирского транспорта и автодорог Шымкента, являющегося заказчиком.
Между тем автозаправочная станция на данном месте располагается уже более 15 лет. Предприниматель имеет соответствующие документы на земельный участок, однако это не помешало при разработке ПСД проигнорировать интересы его бизнеса.
Руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Шымкента Ержан Жолдасов напрочь отвергает все обвинения, объясняя отсутствие заезда на АЗС тем, что его обустройство может создать аварийные ситуации. Впрочем, такое объяснение чиновника члены Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при НПП «Атамекен» посчитали несостоятельным и решили направить письмо в прокуратуру города, чтобы в надзорном органе изучили ситуацию и дали правовую оценку действиям властей в части создания барьеров субъектам предпринимательства в ходе реконструкции автомобильных дорог.
Теперь для обустройства заезда предприниматель будет вынужден обращаться за разрешением в государственные органы. И только при условии согласования с ними сможет привлечь строительную компанию и за счет собственных средств начать прокладывать дорогу.
Недочеты заказчика сказываются и на бизнесе ИП «Анаркулов». В ходе ремонтных работ по улице Акназархана на месте автопарковки перед строительным магазином «Магнолия» дорожники проложили тротуар, перекрыв заезд к магазину.
Предприниматель настоял на том, чтобы члены Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции палаты предпринимателей выехали на место и собственными глазами убедились в том, что есть возможность проложить тротуар непосредственно перед зданием. Там он и перегораживать заезд не будет, и позволит организовать парковку. Он станет удобен и для пешеходов, и для посетителей магазина.
– В ходе изучения ситуации невольно напрашивается вывод о преднамеренном создании барьеров городским управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог, – считает секретарь Совета по защите прав предпринимателей при НПП «Атамекен» Шымкента Сабира Адамбекова. – При проектировании и осуществлении дорожных работ заказчиком и подрядчиками не учтены места заезда⁄выезда и места парковок у объектов бизнеса, расположенных вдоль автодорог. Это лишило предпринимателей возможности полноценно осуществлять свою деятельность. Подобные факты просто недопустимы.
Приглашенный на заседание совета руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Шымкента Ержан Жолдасов не согласился с таким обвинением, пояснив, что строительство и реконструкция дорог осуществляются исключительно по ПСД, а они подразумевают создание комфортных условий и удобств для передвижения горожан.
Правда, и на этот раз его аргументы для членов совета показались неубедительными. В итоге решено направить предложение в акимат города рассмотреть вопрос утверждения ПСД по реконструкции дорог города с учетом существующих объектов бизнеса, чтобы исключить нарушения прав субъектов предпринимательства.