​По волнам, по морям…

613

– Эмиль Абдыкалыевич, какова предыстория подписания этого любопытного документа и в чем его основная цель?

– Нынешний год ознаменован пятилетием создания Евразийского экономического союза, и работа над серьезным отраслевым Соглашением о судоходстве завершена к юбилею. Документ стал результатом тесного взаимодействия государств – членов союза и комиссии.

Он является нормативно-правовой основой по регулированию вопросов судоходной политики по внутренним водным путям государств ЕАЭС, совершенствованию механизма сотрудничества компетентных органов сторон и определению режима пребывания судов, членов экипажа и грузов на территориях государств – членов Союза.

Дело в том, что транспорт­ная политика стран ЕАЭС предусматривает создание новых евразийских коридоров, которые будут формировать единую транспортную систему, обеспечивающую мультимодальность перевозок грузов. Мы говорим об интеграционном проекте, который может существенным образом повлиять на ситуацию с перевозками внутри союза, поскольку затрагивает интересы нескольких стран и ряда хозяйствующих субъектов.

Подчеркну, что соглашение прежде всего по естественным причинам направлено на осуществление судоходства по внутренним водным путям России и Казахстана, а в перспективе – и Беларуси.

Подготовка документа проходила в несколько этапов. При этом изначально договоренности по судоходству на новых условиях были заложены еще в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В дальнейшем вопрос нашел отражение в программном отраслевом документе – Основных направлениях и этапах реализации скоординированной транспортной политики государств – членов ЕАЭС, утвержденных президентами евразийской «пятерки» 26 декабря 2016 года. При этом в разработке соглашения активное участие принимали представители бизнес-сообщества. Поскольку бизнесмены участвовали довольно активно, документ полностью учитывает интересы предпринимателей.

– Что заложено в содержательной части соглашения и выведенном в нем алгоритме взаимодействия судовладельцев и профильных ведомств? В чем состоит новация?

– Начнем с того, что в соглашении говорится о том, что суда под флагами государств – членов ЕАЭС имеют право перевозить грузы, пассажиров и их багаж, а также осущест­влять буксировку на смежных внутренних водных путях.

Кроме того, возможны транзитный проход по внутренним водным путям, двусторонние перевозки, за исключением перевозки и буксировки между портами одного государства-члена судами под флагом другого государства-члена и перевозок в порты (из портов) другого государства-члена и третьими странами.

Основу соглашения составляет упрощенный механизм взаимного доступа судов к плаванию по внутренним водным путям. Процедура получения такого доступа сокращается фактически в 6 раз – с 60 дней до 10. Так, плавание судов под флагами государств-членов по внутренним водным путям на территориях стран союза происходит на основании заявления, которое судовладелец должен подать в уполномоченный орган государства – члена ЕАЭС (на территории которого находятся внутренние водные пути) не позднее чем за 10 календарных дней до захода судна.

Со своей стороны уполномоченный орган будет оповещать заявителя об итогах рассмотрения заявления на проход только в случае принятия отрицательного решения.

– Что касается двусторонних перевозок, как они будут регламентированы?

– И здесь никаких сложностей. Двусторонние перевозки будут проходить на основании уведомления. По нему уполномоченные органы государств-членов ежегодно, до 1 апреля, будут согласовывать предварительные списки судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировки из портов (в порты) внутренних водных путей одного государства-члена флага судна в порты (из портов) внутренних водных путей другого.

Соглашение также регулирует вопросы о взаимном признании судовых документов и признании квалификационных документов капитана и членов экипажей судов.

При этом каждая сторона соглашения обязана обеспечивать одинаковые условия для всех компаний, оказывающих услуги на внутренних водных путях.

Помимо этого, стороны предпримут необходимые усилия для гармонизации и унификации своего национального законодательства в части требований к осуществлению судоходства по внутренним водным путям и обеспечения его безопасности.

– Решение принято. Вступило ли оно в силу или пока еще нет? Когда заработает?

– В настоящее время Соглашение о судоходстве проходит процедуру ратификации в государствах-членах.

С момента вступления соглашения в силу стороны в течение 30 календарных дней должны будут определить требования к минимальному составу экипажей судов, установить порядок рассмотрения заявления, обменяться образцами документов, указанных в соглашении.

– Отразятся ли новые правила каким-то образом на сопряжении ЕАЭС с проектом «Один пояс – один путь»? На бизнесе стран ЕАЭС?

– По своей сути соглашение напрямую не связано с сопряжением евразийской экономической интеграции и проектом «Один пояс – один путь». Однако документ может способствовать опосредованному переориентированию части внутреннего грузопотока между государствами – членами союза (прежде всего между Россией и Казахстаном), проходящей наземным транспортом, на водный транспорт. А это фактически содействие увеличению пропускной способности для транзитных перевозок на евразийских транспортных коридорах.

Мы ожидаем, что в ближайшей перспективе действие соглашения даст положительный эффект для грузоотправителей и судовладельцев, осуществляющих перевозки по внутренним водным путям за счет снижения административных издержек и расширения доступа к международным морским путям.

Развитие торговли между Востоком и Западом, перегруженность железнодорожного и автомобильного транспорта все более настойчиво требуют использовать внутренний водный транспорт, что также позволит сократить затраты на перевозку, а также уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду.

Возможно, что внутренний водный путь будет включен в интермодальную цепочку поставки грузов, доставляемых железнодорожным транспортом из Китая в Европу.

Также стоит ожидать позитивных изменений для предприятий судостроительной промышленности за счет увеличения спроса на новые суда «река-море». Также мы надеемся, что соглашение будет способствовать развитию совокупного транзитного потенциала по международному транспортному коридору Север – Юг.

Вступление в силу Соглашения о судоходстве и его реализация призваны внес­ти существенный вклад в формирование единого транспортного пространства и создание общего рынка транс­портных услуг Евразийского экономического союза. 

Популярное

Все
Искусство становится все ближе, проникает настолько глубоко, что порой даже не понимаешь, а готов ли ты на такую близость?..
Сельские школьники создали ручной генератор, который может, например, зарядить телефон, когда электричество недоступно
Жильцы талгарских двухэтажек, много лет вынужденные обходиться без центрального отопления, не могут добиться от местных властей решения этой застарелой проблемы
За учебный год алматинские школьники сдали на переработку полторы тысячи тонн отходов
Для более чем 3,7 млн школьников в Казахстане завершился учебный год
По данным ВОЗ, Казахстан занимает лидирующую позицию среди стран Центральной Азии по суициду среди подростков
За 126 тонн гнилых овощей из стабфонда, вывезенных на помойку, уволен глава СПК «Байконур»
Для обеспечения современной дорожно-транспортной инфраструктурой 22 прилегающих к Астане населенных пунктов в этом году выделено 18 млрд тенге
Проект цифрового тенге еще на этапе подготовки обрастает фейками и используется мошенниками для обмана граждан
Город без тени
Им нужен свой человек
Наш мир глазами ребенка
ШОС планирует расширение
Большая перемена
Дать силы земле
Хлопковые кластеры
Последний звонок
Феномен казахского мыслителя
Запретить вейпы
Быстрее, выше, сильнее!
Более 124 миллионов тенге ущерба и 600 пострадавших – таков итог работы проекта MetaGo в Жезказгане
800 долларов выманил за поездку у иностранных туристов таксист в Алматы
Разжигание ненависти недопустимо: ЕСПЧ признал законным привлечение к ответственности за чужие комментарии
Активисты из ОО «Тіршілік» Егиндыкольского района, более десяти лет испытывающего острую нехватку воды, готовы добиваться официального объявления режима ЧС
В изнасиловании несовершеннолетней подозревают жителя Арыси
Лесной пожар в Абайской области: режим ЧС объявят в Бородулихинском районе
Более тридцати лет жителям села Актасты Ескельдинского района приходится пить воду… из арыка
Архив Президента РК готовит многотомный сборник, в котором будут опубликованы документы, касающиеся репрессий 1920–1950 годов
Третьи сутки борются с огнем в области Абай
В Алматинском театре оперы и балета представили обновленную версию балетного спектакля «Жизель»
"Ауыл аманаты": более 3 млрд тенге выделят области Жетысу
Музей вернул народу имена
Президент вручил орден "Достык" шейху Суруру бен Мухаммеду Аль Нахаяну
В алматинских дворах появились разговорные клубы казахского языка «Үйде сөйле»
Какие бы нововведения ни появлялись в сфере образования, а для подавляющего большинства 25 мая было и остается днем окончания учебы
С начала нынешнего года в области Улытау зарегистрировано более 100 фактов интернет-мошенничества, 39 уголовных дел по данной статье направлено в суд
Двух женщин и ребенка спасли из пожара в Караганде
У 50 абитуриентов нашли смартфоны и шпаргалки на ЕНТ
В Пекине презентовали сборник популярных казахских песен на китайском языке
"Астане угрожает дефицит теплоэнергии" – мажилисмен Саиров
Найдено тело девочки, пропавшей почти месяц назад в Атырау
Жительница Сатпаева Ирина Ким самостоятельно выучила казахский язык – без учебников и курсов. Секретного метода нет, помогло общение
Летчики армейской авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК освоили навыки сложного пилотажа
В Алматинском соединении Десантно-штурмовых войск прошло торжественное чествование солдат, убывающих домой
Школьные уроки начальной военной подготовки должны формировать у подростков представление о воинской службе и ее огромной значимости
Безвизовый режим с КНР: стоит ли нам бояться своих соседей?
Опасения по поводу возможного увеличения объемов незаконной миграции в связи с планами РК и КНР ввести безвизовый режим по сути своей надуманы
Озвучена средняя пенсия в Казахстане
На окраине столицы, в районе промзоны, происходят настоящие чудеса. Здесь буквально оживают старые советские машины, обретая вторую жизнь
Планы по увеличению срока «безвиза» между РК и КНР до 30 дней вызвали бурное обсуждение в социальных сетях
Женщины должны занять треть руководящих постов в компаниях «Самрук-Казына»
Более 109 млн тенге потрачено на установку девяти детских площадок в Семее, но ни одна из них не отвечает требованиям безопасности
Побег наркоторговки от полицейских в Астане попал на видео
В автобус с пассажирами выстрелил мопедист в Алматы
Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд
Причины отказа в процедуре банкротства физлиц назвали в Минфине
Осужденная совершила побег в Алматинской области
Почти в 200 тысяч тенге обошлась иностранцу поездка на такси в Алматы
ВОЗ объявила о завершении пандемии COVID-19: каковы итоги в Казахстане
В Атырау полицейские спасли людей из горящего дома (видео)

Читайте также

Конструктивное и взаимовыгодное партнерство
Важно каждое имя
Запретить вейпы
ШОС планирует расширение

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]