
Однако если говорить об итогах, то посещаемость выставки, проходившей с мая по ноябрь 1873 года, оказалась весьма и весьма низкой. Причина в том, что спустя всего несколько дней после церемонии открытия на финансовом рынке произошел страшный обвал, вызванный паникой спекулянтов на биржах Австрии, Германии и Соединенных Штатов Америки. Экономический кризис, длившийся более 20 лет, получил название «Долгая депрессия».
Но, естественно, когда австрийские власти объявили о проведении выставки, о предстоящем крахе никто не знал. Для места ее проведения была выбрана часть территории любимого венцами парка Пратер. Отведенная площадь занимала 12 га, что в 5 раз превышало размеры предыдущей Парижской выставки.
Главное здание демонстрационного комплекса, названное Дворцом промышленности, представляло собой, как и на предыдущих всемирных выставках, весьма оригинальное архитектурное сооружение площадью 70 тыс. кв. м. К строению дворца примыкал целый ряд галерей, между которыми располагались огороженные дворы. Над дворцом возвышалась крупнейшая в мире ротонда диаметром около 110 м. По свидетельству посетителей, размеры здания, спроектированного архитектором Скоттом Русселем, действовали буквально завораживающе.
Кроме Дворца промышленности на территории выставки был зал для показа машин. В другом павильоне демонстрировались произведения изящных искусств. Всего же здесь насчитывалось порядка 190 строений. Организаторы венских торжеств особый акцент сделали на архитектурной привлекательности сооружений, построив триумфальные арки и вводные порталы, которые были выполнены в различных исторических стилях и обильно снабжены пышным орнаментальным декором.
Наибольшую площадь под свои экспонаты на выставке заняли производители Англии, Германии, Франции, России, Италии, Венгрии, Турции, Бельгии, США и Японии. Всего участие в ЭКСПО приняло более 30 стран, представивших свыше 70 тыс. различных изделий и произведений искусства.
«История цены» – так называлась одна из новых и потому вызвавшая у посетителей выставки повышенный интерес экспозиция. Здесь были представлены образцы товаров, продававшихся начиная с древнейших времен. Посетители могли наглядно ощутить рост производительности труда в различных сферах деятельности и оценить развитие самих отраслей.
В большом количестве представили свою продукцию машиностроители, что дало журналистам повод назвать XIX век веком железа. Особенно много было представлено военной техники. К примеру, заводы Круппа демонстрировали гигантскую пушку весом более 70 тонн, снаряд для которой пробивал металлический лист толщиной почти 18 см.
Из наиболее интересных разделов выставки пресса выделяла направления, связанные с воспитанием и образованием. Здесь, в частности, была представлена модель здания училища в натуральную величину с описанием планов и требований к его обустройству. В разделе демонстрировались учебные пособия, фрагмент школьной библиотеки, ученические работы, причем так, что была видна динамика успехов учащегося.
Внимание посетителей привлекал фонтан султана Ахмета II, присланный в качестве экспоната Турцией, который был установлен в одном из самых живописных мест парка и служил его украшением.
Подобно Лондонской и Парижской выставкам австрийцы использовали свое мероприятие, чтобы организовать различные выставки, раскрывающие отдельные стороны жизни страны. Среди них была историческая выставка Вены, которая дала возможность посетителям познакомиться на базе археологических материалов с городом, возникшим еще во времена Римской империи: детально рассказывалось об истории бастионов, дворцов, улиц, площадей и отдельных домов. Наиболее интересной частью этой выставки был раздел «Праздники и события», который рассказывал и показывал, как в городе проходят торжества.
Большой интерес вызывали ежедневные концерты на открытом воздухе, которые давал оркестр под управлением Иоганна Штрауса. Из приблизительно 26 тыс. наград наибольшее число получили Австрия (5 991) и Германия (5 066). Англия, Россия, Италия, Испания получили свыше 1 000 наград каждая.
Несмотря на экономические потрясения и связанные с этим убытки, сопровождавшие Венскую выставку, она явилась кульминационным пунктом в культурной жизни Австро-Венгерской монархии и во многом способствовала обновлению Вены.
По материалам зарубежных СМИ подготовила
Татьяна ОБОЛЕНСКАЯ