Ракетоносец с поэтическим названием «Белый лебедь» после модернизации выводят в свет, заводские испытания самолет прошел успешно. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160М оснастили новыми двигателями. Идеи советского ученого и авиаконструктора Андрея Туполева продолжают жить.
Более 100 лет назад студент Туполев, увлекшись аэродинамикой, вступил в воздухоплавательный кружок, участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году и совершил полет. Всего под руководством Андрея Туполева было спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его летательных аппаратах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. На «туполевых» раньше всех покорили Северный полюс, совершили перелеты из Москвы на Американский континент.
Другой советский авиаконструктор Олег Антонов тоже начинал в школьном кружке любителей авиации, студентом построил свой первый планер. В 18-летнем возрасте принимал участие во Всесоюзных планерных испытаниях на горе Узын-сырт в крымском Коктебеле. В 1931 году возглавлял техническую часть Высшей летно-планерной школы в Коктебеле и Центрального бюро планерных конструкций ОСОАВИАХИМа, занимаясь постройкой планеров.
В 1941 году получил задание организовать производство планеров в Каунасе, однако начавшаяся война расстроила начинание.
Вместе с тем Олег Антонов по праву считается «отцом» транспортной авиации. В его ОКБ был спроектирован Ан-22 «Антей», новое слово в самолетостроении – это был первый в мире широкофюзеляжный самолет. Своими размерами он превзошел все, что на то время было известно в мировой авиации, а английские газеты писали, что «благодаря этому СССР опередил все остальные страны в авиастроении».
С планерного спорта начинал и создатель ракетно-космических систем Сергей Королев, отправивший в околоземное пространство первый спутник и первого землянина – Юрия Гагарина. Уже в стенах школы будущий ученый-конструктор заинтересовался новой для того времени авиационной техникой, активно пропагандировал авиацию в общественной среде, в 16 лет стал лектором по ликвидации «авиабезграмотности», а в 17 – спроектировал безмоторный самолет.
В 1923 году Сергей Королев вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, стал спортсменом-планеристом, сдал экзамены на звание «пилота-парителя». Он спроектировал и построил планер «Коктебель» и легкий самолет СК-4, а его планер «Красная звезда» был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа, в частности, «мертвой петли».
Идея создавать ракетопланы у него появилась уже после знакомства с трудами Константина Циолковского. В сентябре 1931 года Сергей Королев с энтузиастом в области ракетных двигателей Фридрихом Цандером с помощью ОСОАВИАХИМа создали общественную организацию – Группу изучения реактивного движения. ГИРД стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты.
Эти гении авиации и космонавтики начинали свой новаторский путь в эпоху массового энтузиазма воздухоплавания, когда «общества друзей воздушного флота» трансформировались в государственные учреждения по развитию военной авиации. Используя подъемную силу крыла, они покорили небесную стихию, а их разработки намного опередили свое время. Достаточно вспомнить, что грозный и сегодня Ту-160, в кодификации НАТО получивший имя «Blackjack», был разработан в 70-е годы прошлого века.
Все колонки автора