
– Современное мироустройство диктует свои правила, и, хотим мы того или нет, все страны движутся по пути интеграционных процессов, – отметил во вступительном слове президент ОО «Клуб главных редакторов» Кенжеболат Жолдыбай. – При этом стремительно развивающаяся интеграция вызвала у некоторой части общества появление связанных с этим фобий. Не смог избежать этого и Таможенный союз. Прошло три года, а разговоры о спорной экономической эффективности союза России, Беларуси и Казахстана не утихают.
По мнению К. Жолдыбая, происходит это из-за отсутствия необходимой объективной информации. Не всегда и не в том объеме СМИ аргументированно и доходчиво разъясняют преимущества этой интеграции. А ведь у России, Беларуси и Казахстана есть не только 70-летний опыт совместной деятельности в рамках союзного государства, но и глубокое понимание того, что в долгосрочной перспективе экономическое благополучие стран в целом и их граждан в частности немыслимо без подобного объединения.
В ходе заседания, в котором приняли участие главные редактора СМИ региона и журналисты, аким города Айбек Каримов и ректор государственного университета им. Шакарима Шарипбек Амирбеков, состоялся обмен мнениями. В частности, о том, что даже казахстанцев, уже живущих в реалиях ТС, нельзя назвать полностью информированными о происходящих процессах. К примеру, информационный ресурс «Навигатор по странам ТС» разместил итоги соцопроса под заголовком: «Треть жителей Казахстана обвинили Таможенный союз в росте цен». Такие данные приводятся в докладе бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE. Впрочем, наибольшее число опрошенных казахстанцев в целом позитивно воспринимает факт присутствия Казахстана в Таможенном союзе: 67% по итогам трех лет работы ТС положительно оценивают работу этого интеграционного экономического объединения. Противоположной точки зрения придерживаются 7,5% участников опроса. Но поражает то, что 4,5% опрошенных казахстанцев признались, что не знали о существовании ТС!
Тройка плюсов работы ТС, по мнению респондентов, выглядит так: «экономическая и политическая стабильность» (32%), «упрощение таможенных процедур» (23%), «расширение рынка сбыта для казахстанских товаров» (15%). А 9% по какой-то причине считают, что ТС открывает возможности для развития контрабанды на территории трех стран. Высказали свое мнение казахстанцы и по поводу возможного увеличения числа стран – участниц ТС за счет Украины, Кыргызстана, Армении, Таджикистана – более половины (52%) приветствуют подобную перспективу.
Приводились конкретные примеры того, что на самом деле положительный эффект от Таможенного союза уже есть. Это прежде всего устранение различных барьеров, которые позволяют пересекать границы по упрощенной схеме. Теперь на контрольных пунктах нет длинных очередей, устранены многие бюрократические препоны, сократились расходы бизнесменов и предпринимателей, что сказалось на себестоимости выпускаемой ими продукции или цене оказываемых услуг.
Однако представители СМИ были едины во мнении, что все-таки грамотный пиар процесса интеграции – задача не столько журналистов, сколько уполномоченных государственных органов, ведь это очень ответственные политические моменты, которые нельзя пускать на самотек. Вероятно, необходимо поддерживать, инициировать и даже оплачивать в рамках госзаказов очерки и репортажи о появлении благодаря ТС множества совместных предприятий, к примеру, России и Казахстана, аналитические обзоры о плюсах ТС, влиянии этого экономического объединения на жизнь простых людей. Сами СМИ, многие из которых частные, воспримут такую информацию как рекламу, нуждающуюся в оплате, и она попросту не дойдет до населения. А вот что легко доходит, так это слухи о том, что из-за Таможенного союза стали дороже яйца!
А впереди следующий этап интеграции – полноценное формирование Единого экономического пространства, предусматривающее беспрепятственное передвижение капитала, товаров, трудовых ресурсов и услуг. Бизнесмены трех стран будут работать в единой конкурентной среде и по единым правилам. Откроются большие возможности для инвестиций, повышения технологического уровня предприятий. В свою очередь конкуренция на рынке ЕЭП станет мощным стимулом для модернизации экономики трех стран. Она «закалит» казахстанские предприятия в преддверии вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию, где условия ведения бизнеса будут еще более жесткими. Все это направлено на повышение конкурентоспособности Казахстана – важнейшего приоритета развития страны, обозначенного в Стратегии «Казахстан-2050». По итогам работы «круглого стола» были сформированы рекомендации по улучшению освещения деятельности интеграционной «тройки», которые будут направлены во все заинтересованные структуры.
Айгуль БИДАНОВА, Семей