
За несколько лет в рамках реализации поручений Главы государства в Казахстане создана практически новая отрасль железнодорожного машиностроения. В нее вошли инновационные производства по выпуску тепловозов, электровозов, пассажирских и грузовых вагонов. Все эти проекты были реализованы совместно с ведущими компаниями США, Франции, Испании, Германии.
Кроме того, с участием АО «НК «Қазақстан темір жолы» в Актюбинской области сегодня ускоренными темпами ведется строительство еще одного масштабного производства - крупного рельсобалочного завода (АРБЗ). Предстоящим летом он должен выдать первую продукцию.
- ТОО «АРБЗ» станет третьим в мире и единственным в Казахстане отечественным производителем рельсов и крупного фасонного проката, который будет отвечать всем мировым стандартам, - отмечает генеральный директор компании Андрей Кузьмин. - В структуру предприятия войдут несколько подразделений - начиная от выпуска сортового проката и рельсов до производства электроэнергии. Технология самая передовая, и по большому счету ее внедрение станет весомым инновационным прорывом отрасли.
Проектная мощность завода - 430 тыс. тонн готовой продукции, в том числе 200 тыс. тонн рельсов и 230 тыс. тонн фасонного проката в год. Сортамент - балки, уголки, швеллера - высоко востребован на мировом строительном рынке.
Новое производство рассчитано на выпуск рельсов повышенной, 120-метровой длины, которые не имеют аналогов на территории СНГ. Скорость движения по ним, как показал мировой опыт, может превышать 350 км в час. Прокатный стан с мировым именем Siemens - VAI и контроль технологии проката со стороны специалистов итальянской компании будут гарантировать высокое качество выпускаемой продукции. Специалисты уверены: завод сможет полностью удовлетворить потребности казахстанского рынка и даже осуществлять экспортные поставки в страны СНГ и ближнего зарубежья.
Сегодня руководство компании заранее обдумывает и кадровые вопросы, ведь на завод потребуются специалисты самой высокой квалификации.
- Нам наверняка придется воспользоваться помощью российских, украинских коллег, - говорит Андрей Кузьмин. - Уже есть договоренность с Орско-Халиловским металлургическим комбинатом, техническими факультетами местных вузов по участию в подготовке таких специалистов. Тех, кого будем набирать на производство, пройдут обучение на соответствующих предприятиях России. Хороший контакт у компании налажен в этом отношении и с компанией Siemens. Для монтажа технологической линии рельсопрокатного цеха на стройку будут приглашены также работники специализированной организации «Прокатмонтаж» из Магнитогорска, которые имеют хороший опыт работы в этом направлении.
Темпы строительства на объекте ударные. Всего около полугода назад здесь забивали первый колышек, а сегодня на огромной территории вырос целый производственный комплекс. По генплану уже идет заливка фундамента под нагревательную печь. Строители обещают завершить ее в строго намеченные сроки. Агрегат будет работать на газе, температура разогрева заготовки в нем будет доходить до 3 тыс. градусов.
А вот для проката будет использоваться электричество. Длина главного корпуса составляет 720 м, а максимальная его ширина - 100 м. К строительству привлечены в основном казахстанские подрядные организации, 99% стройматериалов - также отечественного производства. В ходе строительства на объекте численность работающих будет доведена до 2,5 тыс. человек, а с пуском создано около 400 постоянных рабочих мест.
Как отметил А. Кузьмин, компания не собирается останавливаться только на рельсопрокатном производстве, а намерена построить крупный сталеплавильный завод. Сейчас на сей счет прорабатывается вопрос заключения договоров на разработку ТЭО и других технических обоснований. В планах - исключить зависимость уникального предприятия от сторонних поставщиков в производственном процессе.
В связке с реализуемым проектом идет возведение электростанции мощностью 40 МВт, и в этом ощутимую поддержку компании оказывает руководство области, содействуя в подведении линии электропередачи, другой инфраструктуры.
В стратегии развития ТОО предусматривается пуск еще одной электростанции мощностью в 150 МВт, а также строительство близ АРБЗ рельсосварного производства. В данный момент возводится ряд вспомогательных объектов.
Вместе с электростанцией, водным хозяйством в комплекс также войдут пожарное депо, административный корпус, железнодорожная станция, складские помещения. Стоимость проекта - 370 млн. долларов. По словам гендиректора ТОО, на сегодня уже освоена большая часть инвестиций, потому что за технологическое оборудование сделана соответствующая предоплата.
Жубаныш БАЙГУРИНОВ,
Актобе
фото автора