Как отметила депутат Динара Закиева, законопроектом также предусматривается решение дефицита инфраструктуры для реабилитации детей с особыми потребностями.
– Эта норма закрепляет расширение компетенций местных исполнительных органов власти, городов республиканского значения и столицы по созданию реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями на действующих объектах системы здравоохранения с целью оказания реабилитационных услуг в городах республиканского и областного значения и районов. Таким образом, мы создаем возможности для увеличения реабилитационных центров, – сказала депутат.
Также поправками предусматривается регулирование механизмов предупреждения травли в образовательном процессе.
– Законопроект предлагает такую форму предупреждения травли, чтобы педсостав и работники образовательных учреждений были обеспечены методологией по своевременному оказанию помощи нуждающемуся ребенку, а также программами, разъясняющими детям признаки травли и способствующими уважительному отношению друг к другу. Эта поправка направлена на улучшение состояния жизни более трех миллионов школьников, – сказала Динара Закиева.
Кроме того, вносятся поправки по предупреждению и профилактике детского суицида.
– В связи с этим законопроектом предлагается урегулировать механизмы координации работы психологических служб в организациях среднего образования для решения этой проблемы, – сказала депутат.
В рамках законопроекта рассматриваются и поправки, касающиеся защиты жилищных прав детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
– В целях своевременного обеспечения учета нуждающихся в жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предлагается сократить срок постановки таких детей на учет с 6 до 3 месяцев, – отметила депутат.
В ходе обсуждения на пленарном заседании особое внимание уделено вопросам буллинга и кибербуллинга. Депутаты предложили на законодательном уровне закрепить понятие «травля» или «буллинг», а также компетенцию Министерства образования и науки по разработке и утверждению правил ее профилактики в образовательном процессе.
Согласившись с необходимостью разработки правил и инструкций, вместе с тем председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин выразил сомнение в эффективности только данных мер и высказался за выработку конкретных механизмов борьбы с кибербуллингом.
– В последние годы буллинг, и особенно кибербуллинг, стал представлять большую общественную опасность, приводит к серьезным последствиям, все чаще становится причиной суицидов. В возрастной категории до 18 лет в прошлом году было 143 суицида и 306 попыток суицида. А только за полгода нынешнего – уже 105 суицидов и 193 попытки. Понятно, что есть случаи по семейно-бытовым причинам, но немалая доля связана с буллингом. Все это говорит о том, что здесь нужны действенные меры ответственности за совершение противоправного деяния, коим является буллинг, – считает Нурлан Нигматулин.
В связи с этим, дабы оградить детей от агрессии в социальных сетях, предложено, чтобы иностранные соцсети и мессенджеры прошли регистрацию и открыли представительства на территории Казахстана, в случае отказа их работа будет ограничена. При этом руководителем филиала должен быть гражданин Казахстана.
Как отметил вице-министр информации и общественного согласия Кемельбек Ойшыбаев, МИОР поддерживает эти поправки.
– В законопроекте предложены нормы по социальным сетям и мессенджерам, мы их поддерживаем. Потому что во время анализа, мониторинга информационного поля мы видим, что идет большое количество кибербуллинга, и в министерство поступает очень большое количество обращений, – сказал вице-министр.
По его информации, в 2020 году в результате мониторинга соцсетей выявлено около 70 тыс. фактов кибербуллинга в интернет-среде.
– В администрацию соцсетей и мессенджеров нами направлено около 1 800 обращений с просьбой удалить материалы. И в 2021 году эти цифры уже увеличились: около 140 тысяч фактов нарушений мы выявили и, соответственно, около 1 700 мы в администрации соцсетей и мессенджеров направили, – сказал Кемельбек Ойшыбаев.
При этом, отметил он, не со всеми социальными сетями есть обратная связь.
– Если какие-то социальные сети, скажем так, реагируют и удаляют материалы, то от некоторых – до 20–30% доходит – только реакция на наши обращения. Поэтому в этом направлении мы предлагаем ввести нормы и понятия для социальных сетей и мессенджеров, – сказал вице-министр.
Между тем депутаты напомнили, что Глава государства еще в прошлом году поручал принять меры по защите от кибербуллинга
– Прошел год. Что вы как уполномоченный орган в сфере информационной политики предприняли для выполнения поручения Главы государства? – спросил спикер Мажилиса.
По информации вице-министра МИОР, создан единый реестр учета интернет-ресурсов, размещающих информацию, ограниченную законами. В этот реестр уже включены более 45 тыс. ссылок, которые размещают противоправную информацию на интернет-ресурсах и в социальных сетях. И по каждой из данных ссылок проводится работа – уведомления, предписания и обращения.
– Также в целом касательно информационной работы: у нас создаются специальные документальные фильмы, ролики, которые направлены на профилактику данного вида буллинга, – сказал Кемельбек Ойшыбаев.
Однако, по мнению спикера Мажилиса, в данном случае на практике не работают механизмы рассмотрения буллинга и кибербуллинга в рамках статей, касающихся оскорбления и клеветы. Нурлан Нигматулин также напомнил, что при рассмотрении ужесточения ответственности за браконьерство в отношении редких животных правоохранительные органы выступили за усиление наказания и вывод этой категории преступлений в отдельный состав.
– Наверное, и здесь необходимо проявить ту же принципиальность и строгость закона, как вы проявили в борьбе против браконьерства. Потому что эти преступления против детей не менее резонансны, чем браконьерство, и имеют не меньшую общественную опасность и значимость, – сказал Нурлан Нигматулин.
По словам спикера Мажилиса, необязательно говорить об уголовной ответственности.
– Никто не ставит целью криминализировать детское население. Речь можно вести об административной ответственности. Но какие-то шаги делать уже пора. До второго чтения и рабочей группе, и профильному комитету совместно с соответствующими государственными органами надо отработать эти вопросы и внести свои предложения по конкретному механизму ответственности за травлю детей. При этом не забудьте посоветоваться с гражданским обществом, – резюмировал Нурлан Нигматулин.
Депутаты также подняли вопрос и относительно своего предложения увеличить возраст пребывания детей-сирот в домах ребенка системы здравоохранения с 3 до 6 лет. В настоящее же время дети-сироты при достижении 3 лет переводятся из домов ребенка в детские дома системы образования, а дети с особыми потребностями – в учреждения системы социальной защиты населения.
Однако Министерство образования и науки, ссылаясь на необходимость реализации пилотного проекта, предлагает отсрочить принятие соответствующей законодательной нормы на 5 лет.
– Предложение о «пилоте» – не что иное, как бюрократический прием, чтобы отодвинуть решение вопроса. И это в конечном счете может отразиться на судьбах ни в чем не повинных детей, которые и так остались без родителей. Сегодня содержание как домов ребенка, так и детских домов уже финансируется за счет местных бюджетов. Поэтому фактически речь идет, по большому счету, о перераспределении финансовых потоков, – отметил Нурлан Нигматулин, поручив рабочей группе до второго чтения доработать норму.
Подводя итог состоявшегося обсуждения, спикер Мажилиса отметил общественную значимость законопроекта:
– Нормы законопроекта вызваны современными реалиями, цифровой эпохой. Эти нормы вызваны самой жизнью. И рассматривая данный законопроект, мы тем самым приступаем к реализации поручения Главы государства по законодательной защите граждан от травли в Интернете, – подчеркнул Нурлан Нигматулин.
По словам спикера Мажилиса, нужны системные меры и комплексный подход с участием всех заинтересованных госорганов, педагогов и родительской общественности.
– Что касается депутатского корпуса, то мы готовы принять все необходимые законодательные нормы по совершенствованию механизма защиты прав детей, – резюмировал Нурлан Нигматулин.
Законопроектом также предлагаются изменения в действующее законодательство в части профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
Во втором чтении депутаты одобрили законодательные поправки по вопросам перераспределения полномочий между уровнями госуправления.
Палата взяла в работу ратификационный законопроект – Соглашение Казахстана с Таджикистаном об оказании военно-технического содействия в обеспечении безопасности в прилегающих районах таджикско-афганской границы.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов.
И вчера же на пленарном заседании после принесения присяги депутатом Мажилиса Гани Хамзиным палата избрала его в состав Комитета по вопросам экологии и природопользованию.