– Наша работа строится на решении конкретных вопросов алматинцев в ходе встреч, разбора жалоб, большинство из которых касаются работы КСК, – говорит он. – К примеру, совсем недавно разобрались и помогли решить вопрос с КСК «Южный», с которым 2 года не могли справиться районный акимат и местная полиция, – мы остановили вырубку более 2 000 деревьев в русле реки Большая Алматинка, которую планировало совершить АО «Казселезащита». Когда вмешались, выяснилось, что можно ограничиться вырубкой только 167 деревьев.
Также помогли с решением вопросов по защите прав дольщиков ЖК «Премьера», благоустройству дворовых площадок, защите животных и городского зоопарка, занимались вопросами религиозного экстремизма и работы с оралманами. Над этим плотно работали мои коллеги из других комиссий. Проблем много, многие из них мы решаем. Но когда доходим до глобальных вопросов, становится труднее, они выносятся на голосование, во время которого большинство поддерживает точку зрения госорганов. Возможно, поэтому в СМИ часто пишут и говорят: «Общественный совет при акимате», хотя по закону это Общественный совет города Алматы. Надо четко понимать, что он отстаивает интересы горожан.
В ОС работает 8 комиссий. Я руковожу комиссией № 7 по вопросам инвестиций, инноваций, ГЧП, ЖКХ, а недавно нам передали право курировать управления архитектуры и градостроительства и ГАСК. Мы провели несколько заседаний по вопросам инвестиций, работы в сфере инноваций, со всеми монополистами – по вопросу тарифной политики, чтобы понять природу возникновения и роста тарифов. Выяснилось, что все зависит от цены на газ: как только она увеличивается, другие монополисты по цепочке повышают цены на свет и воду. В прошлом году провели сотни встреч с жителями по работе КСК, два слушания, передали свои поправки в Закон «Об общественных советах» в Мажилис Парламента.
В нынешнем году мы встречались с жителями и председателями КСК Бостандыкского, Медеуского, Алмалинского, Турксибского районов, чтобы разобраться с жалобами, попутно поднимали вопросы подготовки к зимнему отопительному сезону. Остальные районы стоят в графике на октябрь-ноябрь. Говоря о КСК, мы поднимаем вопросы борьбы с религиозным экстремизмом. Многие жители сдают свои квартиры в аренду, не исключено, что арендаторами могут быть и радикально настроенные граждане. К сожалению, при обходе квартир председатели КСК не могут получить фамилию владельца квартиры из-за действия закона о персональных данных. Среди арендаторов могут быть неплательщики коммунальных услуг, более того, вместо одного человека могут жить около десяти, что повышает нагрузку на содержание дома. В этих вопросах надо навести порядок и привлекать участковых, представителей местной полицейской службы. Мы персонально работаем с каждым акимом района.
– В ОС входят люди с активной гражданской позицией, они трудятся бесплатно, выполняя огромный пласт работы. Именно ОС выносит решения на утверждение маслихата?
– Согласно закону любой нормативный акт, который утверждается маслихатом, должен получить положительную рекомендацию ОС. Если она отрицательная, профильное управление, поднимающее тот или иной вопрос, обязано создать согласительную комиссию и совместно с ОС довести его до логического завершения. Когда с управлением жилья и жилищной инспекции мы утверждали стандарты содержания жилищного фонда, было принято 80% наших поправок. Таким образом мы защищаем права горожан фундаментально, на уровне законных и подзаконных актов. Затем эти решения утверждает маслихат, после чего управление юстиции регистрирует этот нормативно-правовой акт. То есть без одобрения ОС регистрировать такие акты запрещено. К сожалению, в 2016 году каким-то образом много документов прошло мимо нас. Якобы нам посылали, и, если мы не отвечали за 10 дней, они считались автоматически принятыми и одобренными. Думаю, в то время госорганы не были готовы к новому порядку утверждения документов.
К примеру, мне понадобилось почти полтора месяца для изучения одного вопроса с привлечением экспертов. Надо понимать, что это общественная работа, которую мы выполняем по вечерам, выходным, на что тратим свое свободное время. Пользуясь тем, что мы вовремя не ответили, а потому считать этот документ утвержденным – неверно. Считаю, что вопрос утверждения нормативно-правовых актов – самая важная часть нашей работы. Мы работаем бесплатно, но требуются расходы на канцелярские товары и проведение заседаний. Благодаря тому что председателем ОС Алматы стал ректор университета «Туран» профессор Рахман Алшанов, в нашем распоряжении всегда есть конференц- и актовый залы. Поддерживаю инициативу Министерства экономики о выделении грантов для независимой работы ОС, что вполне оправданно.
– Удалось ли ОС решить за это время конкретные проблемы?
– Член комиссии № 3 Майра Сагымбекова проделала колоссальную работу по защите прав оралманов, когда работники таможни устраивали поборы. Для разбирательства на заседание был приглашен руководитель департамента таможенного контроля Алматы. В итоге оралманам были возвращены их деньги. Председатель этой комиссии Даурен Бабамуратов проводит эффективную работу с молодежью, особенно с той ее частью, которую называют маргинальной. Председатель комиссии № 8 по вопросам законности и правопорядка Какимжан Бишманов провел несколько встреч по проблемам религиозного экстремизма, на которых поднимались самые острые вопросы. Постоянную работу с имамами ведет председатель комиссии № 5 по вопросам культурной, внутренней и молодежной политики, спорта, религии Кусман Шалабаев. Это очень важные участки работы с точки зрения идеологической безопасности государства. Вся работа управляется нашим председателем Рахманом Алшановым, который дает членам ОС реализовать все наши идеи по защите прав алматинцев.
– Какие вопросы стоят на повестке дня?
– Один из проблемных – утверждение тарифов на вывоз твердых бытовых отходов. Но когда с меня требуют за 2 часа утвердить тарифы – это нарушение закона. Оказалось, что управление природных ресурсов, не поставив нас в известность, несколько месяцев рассматривало этот вопрос с другими управлениями и организациями. В последний момент вспоминают об Общественном совете и за 2 дня до заседания маслихата с нас требуют утвердить тарифы. Два дня мы изучали этот вопрос. Наше предложение состояло в том, чтобы утвердить проект самого современного мусороперерабатывающего завода и только после этого перейти к обсуждению вопроса о тарифах.
К сожалению, я остался в меньшинстве, мои коллеги одобрили повышение тарифов за вывоз мусора на 62%, которое вступит в силу летом 2018 года, когда завод введут в эксплуатацию. Стоит напомнить, что в истории нашего города уже строился подобный завод, отработавший 3 года и ставший убыточным после сокращения субсидий акимата. Знаю, что несколько компаний строят мусоросборочные и мусороперерабатывающие заводы. Но акимат отдает приоритет АО «Тартип», который вывозит 70% мусора города и строит новый МСК. Во время презентации выяснилось, что примерно 48 000 квартир и весь частный сектор, который также платит за вывоз мусора, не были учтены в бизнес-плане, а это неучтенная прибыль. Более того, его прогнозируемая рентабельность – всего 2%. Мои вопросы остались без ответа. Во всех развитых странах переработка мусора стала прибыльным бизнесом, идет продажа вторичного сырья, но и этот фактор не учтен. В результате ОС одобрил этот проект, с чем я, как докладчик по этому вопросу, не согласен. Но мои коллеги имеют полное право иметь свое мнение, и решение большинства – приоритет. В этом суть демократии.