
Депутатам на заданную тему докладывала министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова, рассказавшая о проводимой Правительством работе по приведению законодательства Казахстана в соответствие с положениями соглашений ВТО. По ее информации, с 2004 года Правительством совместно с Парламентом в целях облегчения процедур ведения бизнеса, а также способствования улучшению общего инвестиционного климата Казахстана внесены изменения более чем в 50 казахстанских законов. Кроме того, проведена работа по изменению 10 соглашений, принятых в рамках ТС, которые затрагивают сферу внешней торговли. Так, изменения законодательства в сфере таможенного администрирования, налоговой политики призваны сделать данную сферу более прозрачной и упрощенной для бизнеса.
В рамках подготовки к вступлению в ВТО для обеспечения безопасности производимых в стране отечественных и импортируемых товаров, а также для улучшения качества товаров была проведена значительная работа в сфере технического регулирования. Для обеспечения соответствия с правилами ВТО в период с 2006 по 2013 год проведена работа по унификации магистральных железнодорожных тарифов в экспортном, импортном и внутреннем направлениях. Начиная с 2009 года проводилась работа по унификации акцизов на импортные и отечественные акцизные товары, которая завершилась к 1 января 2013 года.
В настоящее время Правительством все еще проводятся наиболее сложные переговоры по размерам государственных субсидий в аграрный сектор.
– В настоящее время перед Правительством стоит весьма важная задача – закрепить в ходе переговоров возможность предоставлять государственные субсидии на адекватном уровне, позволяющем обеспечить развитие сельскохозяйственной отрасли в будущем, – отметила Ж. Айтжанова.
С содокладом на тему правительственного часа выступила председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова. Она обратила внимание Правительства на необходимость соблюдения процедур лицензирования в соответствии с правилами ВТО, а также не допустить необоснованного роста количества товаров, импорт которых лицензируется, создавая тем самым ненужные барьеры для бизнеса. Также она проинформировала участников правчаса о том, что сегодня от представителей бизнеса поступают обращения, в которых говорится, что казахстанская система технического регулирования, в частности лаборатории по оценке соответствия стандартам, не готовы сертифицировать товары в соответствии с принимаемыми в рамках Таможенного союза и ЕЭП стандартами.
– Таким образом, на сегодня технические регламенты превращаются в дополнительный барьер, не дающий свободного доступа для отечественных товаров на рынки России и Беларуси, – констатирует депутат.
В завершении своего доклада Г. Карагусова подчеркнула, что работа по приведению законодательства Казахстана в соответствие с правилами ВТО позволит республике осуществлять внешнеторговое взаимодействие в рамках правового поля, которое используют самые крупные и продвинутые экономики мира.
– Унифицируя свои законы с международными правилами, мы, в первую очередь, делаем казахстанское законодательство конкурентоспособным на международном уровне. В то же время необходимо в процессе дальнейшей работы во главу угла ставить интересы национальной экономики с тем, чтобы в итоге национальное законодательство в полной мере отвечало принципам предсказуемости и транспарентности внешнеэкономической политики государства, – подчеркнула Г. Карагусова.
По традиции, депутаты задали представителям Правительства вопросы. Так, депутат Меруерт Казбекова интересовалась, как вступление России в ВТО отразилось на других членах Таможенного союза и отразилось ли это как-то на переговорах Казахстана?
Отвечая, Ж. Айтжанова отметила, что в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО и России, и Казахстана было подписано соглашение Казахстана, России и Беларуси о функционировании стран – членов Таможенного союза в условиях многосторонней торговли.
– Это именно как раз то соглашение, которое дает возможность нам вместе с Российской Федерацией унифицировать свою торговую политику и брать гармонизированные или унифицированные обязательства по вопросам торговой политики. Когда Россия вступила в ВТО, то все вопросы, которые касаются торговли с третьими странами, стали составной частью или были инкорпорированы в договорную базу Таможенного союза. Таким образом, сегодня все три государства Таможенного союза по этим вопросам выполняют свои обязательства, – сказала министр.
Также, проинформировала Ж. Айтжанова, сроки нашего вступления в ВТО будут непосредственно связаны не с российским вступлением и не с тем, как оно влияет на нас, а именно с тем, как мы договоримся по объемам субсидирования сельского хозяйства и продолжительности переходного периода для применения казахстанского содержания в рамках контрактов на недропользование.
Депутат Андрей Бегенеев обеспокоен по поводу трудностей для доступа казахстанской продукции на рынки России и Беларуси.
– Глава государства в ходе прошедшего в октябре в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета выступил с критикой сохраняющейся трудности для доступа казахстанской продукции на рынки России и Беларуси. Например, вопрос доступа казахстанской алкогольной продукции на российский рынок. Ведь российское Правительство уже приняло решение о запрете поставок казахстанского алкоголя в Россию. Хотелось бы знать, какие решения были приняты в результате этого вопроса?
Ж. Айтжанова, отвечая на этот вопрос, выразила надежду, что запрет российского кабмина касается именно «серого» импорта, неофициального импорта алкогольной продукции, который происходит между физическими лицами через приграничные регионы.
– Официально на три государства в рамках Таможенного союза у нас не существует импортных пошлин, у нас не существует таможенного декларирования и нет таможенных барьеров, но барьеры созданы внутренним регулированием, которое существует в странах – членах Таможенного союза, в частности, в Российской Федерации, как вы знаете, нужно оплачивать обеспечительный взнос для импортеров в размере от 130 до 550 рублей, причем в этот обеспечительный взнос введены не только акцизные налоги и НДС, которые должны уплачиваться всеми поставщиками алкогольной продукции на территорию стран – членов Таможенного союза, но также и размер импортной пошлины, который юридически не применяется между нашими странами. Конечно, возврат происходит, но он происходит через продолжительное время. Поэтому это является фактическим барьером для экспорта нашей алкогольной продукции. Также существует лицензирование транспортных средств, которые занимаются транспортировкой алкогольной продукции по территории Российской Федерации. Это, конечно, все барьеры, которые связаны с внутренним регулированием оборота алкогольной продукции, – констатировала министр.
Решением, считает Ж. Айтжанова, может стать выработанное Соглашение о регулировании деятельности участников рынка алкогольной продукции на единой таможенной территории членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Поднимали депутаты и вопросы контроля качества и безопасности ввозимого продовольственного сырья и продуктов питания, защиты отечественного товаропроизводителя, интересовались, не будут ли условия вступления в ВТО, на которые согласились Россия и Беларусь (мы вступаем в ВТО как таможенная организация), кабальными для Казахстана. По итогам правчаса были выработаны рекомендации.
Лаура ТУСУПБЕКОВА