Приложите за проезд

669
Екатерина Бескорсая, Павлодар

Всем выйти из «тени»

Можно сказать, что это вторая попытка региональных властей перейти к электронному билетированию. Главный аргумент, который еще с 2015 года приводит акимат, – такая система расчетов позволит навести порядок в сфере общественного транспорта и покажет реальное положение дел.

В идеале так и должно быть: городские компании-перевозчики постоянно твердят о том, что не могут заработать, поскольку в Павлодаре слишком много льготников, а плата за проезд – одна из самых низких по республике. Между тем назвать точную цифру, сколько пассажиров и каких категорий ежедневно пользуются автобусами, трамваями и маршрутками, не может никто. Приблизительные расчеты, которые приводят власти и перевозчики, разнятся порой кардинально.

Электронное билетирование должно поставить точку в этом споре, поскольку техника будет четко фиксировать и количество людей, и их статус – пенсионеры, дети, многодетные и так далее. К слову, в Павлодаре действительно самое большое количество льготников по стране – 17 категорий! Основной тариф за проезд сос­тавляет 80 тенге, плюс ко всему часть пассажиров – пенсионеры по возрасту и дети от 7 до 15 лет – платят половину.

Первая попытка внедрить электронное билетирование с треском провалилась, поскольку решение этой задачи поручили частному инвестору, который во время приватизации приобрел государственный автобусный парк № 1. История вышла запутанная, длинная. В результате автопарк пришлось вернуть городу, а с ним и прежние подходы к расчетам.

На этот раз власти не стали ждать, когда появится инвестор или когда компании-перевозчики созреют до современных методов управления и контроля.

Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, хотя и после долгих разговоров, отдел финансов Павлодара выделил 202 млн тенге на приобретение и монтаж 649 мобильных и 409 стационарных валидаторов (тех самых устройств, посредством которых пассажиры будут производить безналичную оплату проезда). По данным ­акимата города, такого количества должно хватить, чтобы обеспечить весь местный общественный транспорт. Конкурс еще не завершился, а потому сказать, какое оборудование купили, мы не можем.

Между тем власти уже определились с фирмой, которая будет оператором всей этой системы, презентовали ее горожанам и начали тестировать на двух маршрутах, обслуживаемых муниципальными перевозчиками.

– Нами были проведены встречи с представителями нескольких компаний, оказывающих услуги сервисного оператора системы электронного билетирования, – AstanaLRT, Онай, BFGroup, KazInterSoft, BPC, ElPass, – говорит заместитель акима Павлодара Аян Бейсекин. – По итогам переговоров выбрали компанию BPC как имеющую наибольший опыт в сфере интеграции системы банковских платежей и электронного билетирования, а также определились с оптимальным тарифом на обслуживание системы – 6% – исходя из соотношения цены и качества.

В акимате подчеркнули: поскольку оператор системы является обладателем интеллектуального авторского права на систему BPCBilet, договор был заключен без применения конкурсных процедур. Также, принимая во внимание тот факт, что стоимость обслуживания системы финансируется за счет сервисного 6%-ного сбора, оператор будет заключать индивидуальные договоры с компаниями-перевозчиками.

Проще говоря: за работу всей этой системы заплатят как раз перевозчики – 6% от всех соб­ранных от безналичной оплаты проезда средств они должны будут перечислить выбранной акиматом фирме.

Неужели кто-то против?

О пересмотре тарифа власти пока молчат, более того, всеми силами сопротивляются этому. А вот владельцы автобусных парков уже заявили: это придется сделать, иначе их работа попрос­ту остановится, ведь в действую­щий тариф оплата сервисного обслуживания не включалась. Стоит добавить, что позицию транспортников в части необходимости увеличения тарифа поддерживает и областная палата предпринимателей.

В Павлодаре сейчас работают 8 компаний, обеспечивающих регулярные перевозки. Две из них – государственные – тот самый автопарк № 1 и трамвайное управление, остальные – частники. Последние, хотя и заверяют в поддержке электронного билетирования, не согласны с конкретными условиями внедрения. И приводят свои аргументы.

Главный из них – 6%-ный сбор при действующем тарифе в 80 тенге и большом количестве льготников станет для перевозчиков неподъемным. Есть еще один момент, который, прямо скажем, не приводит руководство автопарков в восторг... Ведь даже валидаторы, закупленные на бюджетные деньги, городские власти затем планируют передать автобусникам по схеме арендной платы с выкупом за 3 года.

Получается, что помимо операционного сбора на перевозчиков ляжет еще и арендная плата за технику, и ответственность за ее сохранность, а значит, в случае чего – еще и ремонта.

– Как минимум 2 мелкие компании такие условия разорят, да и крупных серьезно ударят по карману, – говорит руководитель ассоциации транспортников Павлодара Василий Рудаков. – Часть маршрутов уже сейчас на грани выживания. Мы не раз обращались в городской отдел ЖКХ с вопросом о поднятии тарифа, поскольку он не отвечает реалиям дня, но нашу заявку даже не принимают к рассмотрению. А ведь те 6%, о которых говорят сейчас, плюс арендная плата – все это тоже станет частью расходов перевозчиков. Нет в Павлодаре и тарифной комиссии, которая могла бы определить рентабельность тех или иных маршрутов, а значит, нет и субсидирования со стороны местных властей, хотя есть правительственное поручение. Да, мы получаем компенсацию за часть перевозимых льготников, но этих средств не хватает.

Представитель одного из крупных автобусных парков предлагал самостоятельно закупить оборудование в Китае, установить его на свой транспорт и при условии, что оператор внедрит свою компьютерную программу, платить последнему 2–3% от соб­ранных средств за обслуживание системы. Но такой вариант отвергли.

Директор Павлодарского автокомбината Александр Панченко и вовсе заявил журналистам, что если после месяца работы новой системы его компания получит убыток, он просто не выпустит автобусы на линию…

Начинайте привыкать

А вот горожане задают совершенно иные вопросы. Их интересует сам принцип работы новой системы – будет удобно или нет? Тут еще не все доведено до ума, но для этого и предусмотрен переходный период. И хотя власти говорят о том, что к сентябрю валидаторы установят на всем общественном транспорте, однако даже тогда будет сохранена возможность оплаты наличными, чтобы народ привык.

Главное преимущество для пассажиров состоит в том, что проезд можно будет оплачивать любой банковской картой, поддерживающей бесконтактный способ оплаты, в том числе зарубежных банков. Искать мелочь больше не придется. Во время презентации этой системы технический директор компании ВРС Kazakstan Денис Михнев привел такой пример.

– В Актау из аэропорта в город и обратно ходят 4 электробуса. Прилетаю сюда, а тенге нет – не успел обменять, но все равно могу доехать на автобусе. Приложил банковскую карту, списалось 350 тенге. Это гораздо дешевле, чем на такси за 2 500 тенге, – заметил технический директор.

На этом и делается акцент – даже у пенсионеров сегодня есть банковские карты. Другое дело, подойдут ли они, – бесконтакт­ную оплату поддерживает далеко не весь пластик. Так что властям нужно отработать этот вопрос и с финансовыми институтами: чтобы при замене карт всем выдавали максимально современные.

Второй момент – льготники, у которых банковских карт просто нет, – дети, малообеспеченные, часть самозанятых и так далее. Здесь предлагается такой вариант: оператор системы все-­таки будет выпускать специальные карты для определенных групп населения, причем за счет ­6%-ного сбора, то есть дополнительных средств из бюджета выделять не нужно. В отделе ЖКХ называют цифру с запасом – выпустят 100 тыс. таких карт, хотя население города составляет всего около 350 тыс.

Пока эксперимент ставят на автобусном маршруте № 10 и трамвайном – № 11. Применяют в салонах мобильный валидатор. Его носит с собой кондуктор, и все желающие пользуются новой системой. На устройстве можно выбрать категорию – полная стои­мость, пенсионный, детский билет и так далее, после оплаты выдается чек, где указаны все подробности. Предприятия своих сотрудников уже обучили всем тонкостям, сейчас главное – отладить работу.

– В тестовом режиме работа идет с 17 июня. Сбои у нас те же, с которыми сталкиваются коллеги автобусного парка, – касаются они именно программного обеспечения. Программа еще корректируется. Павлодарцы привыкают понемногу, но не активно: в 7 графиках 11-го маршрута картой оплачивают проезд буквально единицы. Но сейчас главная задача – настроить систему при помощи разработчиков, – сообщил пресс-секретарь трамвайного управления Тимофей Голев.

Стационарные валидаторы пока еще не устанавливали ни в автобусах, ни в трамваях, но во время презентации Денис Михнев заверил, что и это оборудование можно будет настроить так, чтобы учитывалась категория для оплаты. Еще одно достоинство новшества – возможность оплаты через мобильное приложение с помощью QR-кода. Правда, во время тестового режима эта функция павлодарцам пока недоступна, но в планах ее повсеместное внедрение – пополнил счет заранее и плати при помощи смартфона.

Не все так просто

Я тоже пользуюсь общественным транспортом, и лично мне кажется, что систему электронного билетирования нужно было внедрять уже давно. Она действительно покажет реальные цифры пассажиропотока и объемы рынка. Например, сейчас власти Павлодара говорят о таких показателях: ежедневно общественный транспорт областного центра перевозит около 248 тыс. пассажиров, а объем годового оборота оценивают в 4 млрд тенге.

Перевозчики при этом говорят, что от 48 до 52% ежедневного пассажиропотока – льготники, а оттого, мол, прибыли нет никакой (кстати, не так давно транспортники стали бесплатно перевозить еще одну категорию граждан – членов многодетных семей). И компенсации, которую власти ежегодно перечисляют перевозчикам, по их словам, просто не хватает.

Например, в прошлом году из бюджета было выделено на эти цели 305 млн тенге. Тут стоит подчеркнуть, что речь идет не о субсидировании нерентабельных маршрутов (город заверяет, что таких у нас нет), а именно о компенсации затрат на перевозку определенных категорий граждан.

При всей положительной теории на практике есть одно большое «НО» – работа павлодарского транспорта в часы пик. Утром и вечером в автобусы набивается столько народу, что пробраться к стационарному валидатору, а предполагается, что поставят один прибор на одну единицу транспорта, будет просто нереально.

В толпе проблематично и кондуктору работать с мобильным валидатором – слишком много «лишних» действий руками. Так что одно из условий успешного внедрения системы – нормализация работы общественного транс­порта. Кстати, сейчас власти говорят, что маршрутные такси будут принимать оплату через мобильное устройство, ­делать это должны сами водители, что тоже как-то представляется с трудом.

Да и отказаться от кондукторов (а заявлялось, что к этому нужно стремиться, мол, их заменят контролеры) вряд ли получится, опять же из-за перегруженности. Кондуктор к пассажиру подойдет в любом случае, даже через толпу проберется, а вот пассажир к валидатору через весь салон толкаться не станет. В общем, на сознательность граж­дан полагаться однозначно не стоит, иначе сам принцип сис­темы сойдет на нет.

Новшество не имеет смысла и в том случае, если у горожан будет выбор – как платить. Все международные эксперты сходятся в одном – система электронного билетирования покажет реальный результат, если на нее приходится до 95% всех платежей в общественном транс­порте. Так что растягивать на полгода переходный период вообще не стоит, по крайней мере, если нет дифференцированного тарифа.

Пока павлодарские власти решили действовать методом мягкого принуждения. Перевозчикам давно давалась возможность работать на опережение, но те под разными предлогами, а также по объективным обстоятельствам уходили от внедрения системы электронного билетирования.

И все-таки основные автобус­ные парки с рынка не уходят. Конечно, дело тут не только в прибыли, но и в налаженном деле: покинуть рынок – значит начать все с нуля. И хотя вряд ли получится навести порядок в общественном транспорте другим способом, договариваться и идти на уступки придется и акимату, и компаниям-перевозчикам.

Популярное

Все
Неожиданная победа
Дорога особой опасности
Застройка нелегальная
Чем пахнет?
Теоретические шансы
Обидно, досадно...
Недобросовестные подрядчики и черепашьи госзакупки
Михаил Дауенов – Человек с большой буквы
Хотели как лучше...
Антикор расследует дело о хищениях в сфере образования Туркестанской области
Более 150 молодых жителей Атырауской области получили льготные микрокредиты
Отечественные атомщики формируют тренд
Фристайл под кюй «Адай»
Ее жизнь словно сюжет художественного фильма
О спорт, ты – мир!
Против вандализма и насилия
То ли блогер, то ли жулье
Пропавшая подростком казахстанка нашлась через 18 лет
Хранители истории
В очередях и те, кого уж нет
Астанчанин умер после укола в клинике восточной медицины
Из ничего и будет ничего
Мошенники начали обманывать казахстанцев с помощью искусственного интеллекта
Казахстанца объявили в международный розыск за разжигание национальной розни
Журналисты в законе
Чтобы завтра не стало поздно и совестно
Задержан арендатор сгоревшего в Алматы хостела
Не дожил до скачек: породистого скакуна пустили на "согым" воры в Карагандинской области
За отказ от прививок предложили ввести уголовную ответственность
Вступивший в ЧВК "Вагнер" казахстанец получил 6,8 года колонии
Статистику по заболеваемости ОРВИ и гриппом представил Минздрав
Вокалистка из Казахстана победила на международном фестивале
В режиме ожидания
"Не понимают!": полиция встревожена итогами опросов студентов о наркотиках
Вовремя остановить тирана
Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы…
Уроки воспитания для дебоширов
Как с 2024 года платить налоги сдающим квартиры в аренду
Работники АПК просят ускорить процедуры субсидирования
Бывший налоговик возрождает обанкротившееся хозяйство в сельской глубинке
Президент России: Наше стратегическое партнерство устремлено в будущее, проверено временем и развивается по восходящей
А началось все с песен Абая
К братьям казахам – с любовью из Якутии
Отношения между Казахстаном и Россией имеют богатое прошлое и блестящее будущее - Токаев
Где смотреть прямую трансляцию матча Словения – Казахстан
Самостоятельная кассационная инстанция: требование времени
«Сначала шахматы, а потом азбука»
Даулет Турлыханов – герой своего времени
Токаев направил поздравительную телеграмму главе Польши
Токаев прибыл на матч Казахстан – Сан-Марино
Новую улицу открыли в Астане. Она будет 8-полосной
Президент вернул обществу социальный оптимизм и солидарность
Даулет Турлыханов защищал честь нации
Экс-учредитель "Оператора РОП" получила условный срок
Против рэпера Паффа Дэдди поданы новые иски о сексуальном насилии
«Барыс» дома одолел «Нефтехимик»
Токаев выступил на первом саммите СПЕКА
Фейковое интервью Нурлана Коянбаева распространяют мошенники
В Минобороны прокомментировали сообщения о поставке вооружения в Армению
VIIІ республиканский чемпионат "Worldskills Kazakhstan 2023" проходит в Астане

Читайте также

“Jastar Jalyny-2023”: творческий молодежный фестиваль старт…
Обязательства на двоих
Проводники культуры
Надежные как часы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]