Проект, который позволит ускорить и упростить получение казахстанских паспортов гражданами республики за рубежом, в пилотном режиме реализует Министерство иностранных дел.
В рамках реализации основных направлений государственной политики по масштабной цифровизации Министерство иностранных дел РК ведет активную деятельность по совершенствованию процессов оказания госуслуг, в том числе по переводу в электронный формат услуги по изготовлению паспортов для наших соотечественников, находящихся за границей.
В настоящее время срок рассмотрения госуслуги по оформлению «бирюзового» паспорта в бумажном формате составляет 80 календарных дней, а при необходимости продлевается еще на 10. Согласно статданным, нередки случаи, когда процесс оформления паспорта затягивается и до полугода.
Причины такой волокиты – неэффективность бумажного документооборота между отечественными загранучреждениями и госорганами, сложный многоуровневый бизнес-процесс, географическая удаленность. И, конечно же, нельзя не упомянуть и возврат всего пакета документов при предоставлении неполных данных или ошибок.
Как результат, порой действующий процесс негативно воспринимается со стороны заявителей и тем самым влияет на имидж не только загранучреждения, но и на систему отечественного госуправления в целом.
Однако на текущем этапе оптимизация государственной услуги благодаря интеграции информационной системы успешно реализуется в рамках совместного с Министерством внутренних дел РК пилотного проекта по внедрению электронного документирования для казахстанских граждан посредством прикладного программного обеспечения «Регистрационный пункт «Документирование в загранучреждениях Республики Казахстан» (ППО РП ДЗУ).
Стартовал проект в 2019 году с Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации. Консульскому должностному лицу в Москве был предоставлен доступ к ППО РП ДЗУ.
Запуск пилотного проекта в нашем посольстве в Москве показал эффективность, гибкость, оперативность и надежность при оказании государственной услуги и был отмечен Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Появились перспективы для дальнейшего развития проекта, расширения географии.
В этой связи в мае 2021 года состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам оказания государственных услуг, по итогам которого было принято решение о расширении действия пилотного проекта и внесении соответствующих изменений в совместный приказ.
В ходе реализации расширенного пилотного проекта государственная услуга со второй половины 2021 года стала доступна для граждан Казахстана, находящихся на территории США, Германии, Республики Корея, Узбекистана и Японии. На очереди дипломатические представительства и консульские учреждения РК в Российской Федерации, Объединенных Арабских Эмиратах и Турции.
Преимуществ у нового подхода немало. В первую очередь он позволит сократить срок изготовления паспорта гражданина РК с 80 календарных дней до 30.
Происходит оптимизация всего бизнес-процесса, отпадает необходимость в направлении бумажного пакета документов в МИД РК и перенаправления их в МВД (что также автоматически дает экономию бюджетных средств, затрачиваемых на услуги почтовой связи). Кроме того, появляется возможность оформления паспорта в день подачи документов при обоснованности и правильности заполнения электронных формуляров услугополучателем.
Программа упрощает работу консула и при оказании других государственных услуг гражданам РК за границей, включая определение гражданства и выдачу свидетельств на возвращение в Казахстан в случае форс-мажорных обстоятельств.
Таким образом, заслуга пилотного проекта – снижение количества бумажной волокиты и бюрократии при оформлении казахстанского паспорта, а также быстрый и доступный способ получения госуслуги для наших соотечественников за рубежом.
Итоги проделанной совместно с Министерством внутренних дел работы позволяет казахстанскому МИД ставить перед собой стратегическую задачу по 100-процентному внедрению электронного документирования во всех загранучреждениях нашей страны с целью своевременного обеспечения казахстанцев, проживающих на территории иностранного государства, национальными паспортами и защиты их основных прав и интересов.
Внешнеполитическое ведомство и далее будет прилагать усилия в становлении «цифрового государства» и вхождения в топ-30 развитых государств в современных мировых условиях с учетом глобальных вызовов и новых возможностей для Казахстана.
Свежий подход к производству, основанный на массовом внедрении информационных технологий в промышленность, масштабной автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта, – важнейший элемент необратимой глобальной трансформации, которую переживает сегодня весь мир.
Твердый курс на цифровизацию Казахстан взял еще в 2017 году, когда Первый Президент Нурсултан Назарбаев в Послании народу объявил о Третьем этапе модернизации страны.
В 2021-м Президент Касым-Жомарт Токаев также в Послании народу назвал цифровизацию базовым элементом всех реформ и поручил полностью оцифровать процесс получения госуслуг. А выступая осенью 2021 года на ежегодном международном техническом форуме Digital Bridge, Глава государства отметил, что практическая, прикладная цифровизация – наша стратегическая задача и государственный приоритет.
«Цифровую трансформацию госорганов следует рассматривать как инструмент борьбы с бюрократией, коррупцией и неэффективностью», – подчеркнул Президент РК Касым-Жомарт Токаев.