Представленный Главой государства План вхождения в число 30 самых развитых стран мира определяет направления по расширению Казахстаном своих стратегических ориентиров и горизонта планирования. Он базируется, прежде всего, на положительном опыте ведущих стран мира и алгоритме «модернизационного рывка» – идее масштабного прорыва и кратного увеличения ключевых конкурентных преимуществ. При этом, как было отмечено в Послании, «мир и стабильность, справедливое правосудие и эффективный правопорядок должны стать основой развитой страны». О реальности и достижимости поставленных задач свидетельствует пример таких стран, как Южная Корея, Норвегия и Сингапур, сумевших войти в число 30 самых развитых стран мира еще в прошлом столетии.
Программируя развитие Казахстана до 2050 года, Президент страны отметил, что «легкой прогулки по XXI веку не будет... При движении в число 30 развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры». В связи с этим значение выверенного стратегического планирования в развитии страны, а также качественной перестройки нормативно-правовой базы, составляющей правовой фундамент предстоящих преобразований, с каждым годом будет только возрастать. И с этих позиций, как отмечают эксперты, Нурсултан
Назарбаев выбирает абсолютно верную тональность рассуждений: «Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один… Нельзя допускать никаких скачков, необдуманных экспериментов и авантюр в экономике, политике и социальной жизни». В свое время именно эти принципы составили стержень Стратегии «Казахстан-2030», позволившей республике не только выстоять в тяжелые годы кризиса, но и войти в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, при этом заложив прочный фундамент для будущего развития в рамках новой Стратегии Президента страны «Казахстан-2050».
Следует отметить, что новый подход в долгосрочном развитии страны, содержащийся в нынешнем Послании, вызвал большой интерес как внутри республики, так и за ее пределами. По мнению многих экспертов, уже в ближайшей перспективе Казахстан сумеет значительно усилить потенциал и возможности в межстрановой конкуренции. Совершенно новая по своему качественному содержанию система планирования представляет собой целостную программу конкретных действий, содержащую в себе как реалии сегодняшнего дня, так и амбициозные планы на будущее. В своей совокупности озвученные в Послании подходы и принципы формируют идеологию реализации Нового политического курса, представляющего собой своеобразную «дорожную карту» общенационального успеха, адресованную власти и гражданскому обществу.
В концептуальном плане новая стратегия действий носит реалистичный и прикладной характер. Конкретность и системность ей придает то, что в документе пошагово определены действия по реализации приоритетных направлений развития страны. Это усиление тренда инновационной индустриализации; перевод на инновационные рельсы агропромышленного комплекса; создание наукоемкой экономики через повышение потенциала казахстанской науки; развитие инфраструктурной триады – агломерации, транспорта, энергетики; развитие малого и среднего бизнеса; развитие человеческого потенциала; совершенствование работы государственных органов. Реализация вышеуказанных приоритетов будет осуществлена в два последовательных этапа и семь пятилеток. В частности, до 2030 года предполагается совершить модернизационный рывок, используя «окно возможностей» в XXI веке, а в последующий период до 2050 года – обеспечить устойчивое развитие страны на принципах наукоемкой экономики.
Поручения Главы государства, несомненно, найдут свое развитие в комплексном плане по реализации Послания, а также в планах законопроектных работ Правительства и высшего представительного органа страны. В частности, для создания благоприятных условий для зарубежных инжиниринговых компаний в области геологоразведки предстоит «упростить» законодательство об инвестициях. Должна найти свое продолжение работа по созданию максимально благоприятных правовых условий для развития казахстанского бизнеса через укрепление института частной собственности, отмене всех «инертных правовых норм», мешающих развитию бизнеса, а также внедрению четкого механизма банкротства субъектов малого бизнеса. Наряду с этим ожидается совершенствование системы кредитования субъектов АПК и создание эффективной системы гарантирования и страхования займов сельских производителей.
Совершенствование законодательства по вопросам венчурного финансирования, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок должно создать условия для становления и последующего развития наукоемкой экономики. В свете требований, содержащихся в Послании, предстоит продолжить работу по формированию и реализации новой антикоррупционной стратегии.
Важно, что в новом стратегическом Плане развития страны содержатся конкретные целевые индикаторы, что, несомненно, усиливает прогностическую направленность документа. Так, в сфере экономики в качестве ключевых показателей определены: внедрение принципов и стандартов Организации экономического сотрудничества и развития; ежегодный рост ВВП не ниже 4%, снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; увеличение объемов привлеченных инвестиций с 18% до 30% от ВВП; увеличение до 70% доли несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале за счет наукоемкой экономики; увеличение роста финансирования науки до уровня не ниже 3% от ВВП; рост производительности труда в 5 раз (с 24,5 тыс. долл. до 126 тыс. долл.); увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП с 20% до 50% к 2050 году.
Глава государства отметил: «Развитая страна в ХХI веке это, прежде всего, активные, образованные и здоровые граждане». Поэтому человеческий капитал страны становится определяющим фактором модернизации экономики и формирования наукоемкой модели развития. Для этого у Казахстана есть хорошие стартовые условия, ведь последние годы характеризовались не только усилением социальной политики, но и ее приоритетностью. Показательными в этом отношении являются проведенная пенсионная реформа, модернизация системы образования и здравоохранения, приведение в соответствие с требованиями времени трудового и миграционного законодательств, реализация ряда государственных, отраслевых и региональных программ по социально значимым для населения сферам и направлениям.
Укрепление благосостояния казахстанцев в Послании – один из важнейших принципов на период до 2050 года. Как указал Лидер нации: «Социальное самочувствие простых людей должно быть важнейшим индикатором нашего продвижения к главной цели». Конкретные поручения по обновлению и повышению эффективности социальной политики, отвергающей любые формы иждивенчества и основанной на принципах Общества Всеобщего Труда, были даны Правительству страны.
В общих чертах их можно обозначить следующим образом: обеспечение равенства возможностей для всего населения страны; поэтапное улучшение качества жизни; дальнейшее сокращение уровня бедности и сдерживание роста безработицы; обеспечение всеобщей доступности социальных благ, прежде всего, качественного медицинского обслуживания и образования; усиление адресности социальной поддержки в части социальных пособий и других денежных выплат населению, а также недопущение роста иждивенческих настроений. В результате Казахстан должен стать одним из самых безопасных и комфортных стран для проживания, включая безбарьерную среду для лиц с ограниченными возможностями.
Социальный пакет, запланированный Президентом на ближайшие три года, можно назвать многоаспектным и обширным. Он напрямую коснется лиц с инвалидностью, лиц, потерявших кормильца, государственных служащих корпуса «Б», гражданских служащих социальной сферы – работников здравоохранения, образования и социальной защиты, а также студентов.
Кроме того, в ближайшей перспективе планируется ратификация Казахстаном Конвенции ООН о правах инвалидов, усовершенствование правовой базы деятельности их объединений. В отношении всех получателей госпособий и помощи предполагается введение правовых требований об обязательном участии в программах занятости и социальной адаптации.
В Послании также затронут важный вопрос о внедрении новой модели оплаты труда гражданских служащих. Такой подход призван повысить персональную заинтересованность гражданских служащих за качество выполняемой ими работы и ответственность за ее результаты.
В своей речи Глава государства детально подошел и к определению мер по реформированию национальной системы образования и системы здравоохранения. Им было отмечено, что Казахстан станет страной с передовой и конкурентоспособной образовательной системой, а также ведущим евразийским центром медицинского туризма.
Своеобразной точкой отсчета для достижения показателей, определенных в Послании, Главой государства обозначен 2014 год. В связи с этим Правительству, Национальному банку и фонду «Самрук-Казына» даны семь стартовых поручений на текущий год.
В истории немало примеров, когда именно национальная идея являлась главным источником и мощным фактором консолидации общества в достижении общего успеха. Предложенная Лидером нации совершенно новая казахстанская модель успеха, выраженная в Национальной идее «Мәңгілік Ел», вобрала в себя семь ключевых ценностей казахстанского общества, которые выкристализовывались годами, и, как отметил Глава государства, «сегодня составляют фундамент будущего нашей страны и идейную основу Нового Казахстанского Патриотизма».
Идея «Мәңгілік Ел», адресованная настоящему и будущим поколениям, бесспорно, может рассматриваться отправной точкой формирования новой национальной идеологии и парадигмы успешного поступательного развития государства и общества на долгосрочную перспективу. И в этом смысле Послание Президента приобретает особый национально-идеологический статус как мощный стимул консолидации общества.
Бауржан Уакпаев, заведующий отделом правовых исследований ТОО «Институт Евразийской интеграции»