В современном мире формирование региональных интеграционных объединений становится одним из основных факторов динамичного экономического развития. И Евразийский регион не стал исключением для этого глобального процесса. За 20 лет, прошедших с того момента, как Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые выступил с идеей евразийской интеграции, сформировались основные условия для перевода отношений стран региона на новый уровень.
Подписанный 29 мая в Астане Договор о создании Евразийского экономического союза, построенного на принципах равноправия и взаимной выгоды, позволит эффективнее отвечать на вызовы современности, проводить модернизацию экономик, обеспечивать повышение благосостояния граждан. В документе заложен важный фактор повышения конкурентоспособности национальных экономик – это равные конкурентные условия для субъектов рынка государств – членов ЕАЭС.
Кроме того, в нем предусмотрена возможность эффективного пресечения нарушений правил конкуренции на трансграничных рынках, охватывающих территории двух и более государств. Для этого в документе заложен механизм взаимодействия антимонопольных органов между собой при пресечении нарушений со стороны субъектов-нерезидентов и определено взаимодействие антимонопольных органов с Евразийской экономической комиссией в данной сфере.
Во время подписания Договора Президент Казахстана предложил нашим парламентам синхронизировать сроки его ратификации с тем, чтобы Евразийский экономический союз начал полноценно функционировать с 1 января 2015 года.
Мы отдаем себе отчет в том, что предстоит большая работа по гармонизации национальных законодательств в сфере регулирования экономики, совместной организации торгово-промышленных процессов, связанных с созданием единого рынка. В рамках Договора Парламенту Казахстана предстоит ратифицировать 33 самостоятельных протокола по различным направлениям сотрудничества. Отмене подлежат более 60 документов, ратифицированных ранее в ходе формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В условиях углубления интеграционных процессов, а также в целях формирования рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков еще в 2011 году депутатами Парламента РК было ратифицировано Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. А в 2012 году проведена соответствующая работа по унификации и гармонизации законов Казахстана в сфере конкурентной политики. Результатом этого и стало принятие Парламентом и подписание 6 марта 2013 года Главой государства Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам конкуренции».
Для создания здоровой конкурентной среды на товарных рынках стран – участниц ЕЭП в первую очередь необходимо было устранить барьеры во взаимной торговле. Здесь речь идет о различиях в законодательствах трех государств по вопросам конкуренции, вследствие которых участники рынка из одной страны не могут на равных условиях конкурировать с участником рынка из другой. Поэтому важным этапом гармонизации национальных антимонопольных законодательств стала разработка Модельного закона «О конкуренции», имеющего рекомендательный характер. 24 октября 2013 года главами Казахстана, Беларуси и России этот документ был подписан.
Необходимо подчеркнуть, что этому предшествовала масштабная работа по его обсуждению, проведенная Евразийской экономической комиссией совместно с парламентами и антимонопольными органами трех стран. Это связано с тем, что Модельный закон должен служить своего рода эталоном для национального антимонопольного законодательства наших государств. При этом согласование правовых режимов государств-участников ЕЭП было необходимо для предотвращения трансграничных нарушений, а также противодействия уходу субъектов от ответственности путем смены юрисдикции.
Хочу выразить слова признательности члену коллегии (министру) по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлану Алдабергенову и в его лице руководству и сотрудникам Евразийской экономической комиссии за большую работу, проведенную по организации обсуждения Модельного закона на площадках научно-практических конференций и семинаров в Новосибирске, Бресте и Астане. Его нормы стали предметом конструктивных, а порой и острых дискуссий руководителей государственных органов, известных ученых и предпринимателей трех стран, а также международных экспертов.
В итоге сторонами были выработаны общие позиции, направленные на сближение правового регулирования конкурентных отношений и усиление роли антимонопольных органов в условиях интеграционных процессов. В Модельный закон вошли лучшие нормы из антимонопольной практики стран Таможенного союза, Западной Европы и США, а также положения ряда статей Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции.
Так, в Модельном законе предусмотрена норма о направлении антимонопольным органом предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства и предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Данная норма содержится в Законе Российской Федерации «О защите конкуренции».
Из антимонопольного законодательства Республики Казахстан включены нормы, регламентирующие участие государства в предпринимательской деятельности.
Законом РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещено вступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах. Эти нормы также нашли свое отражение в Модельном законе.
Согласно решению Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств члены Таможенного союза в срок, не превышающий 12 месяцев с даты вступления решения в силу, должны проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о применении в своем законодательстве положений Модельного закона.
Всвязи с этим, принимая во внимание, что успешная реализация вопросов интеграции зависит от качества правовой среды, казахстанские парламентарии будут рассматривать весьма ответственно соответствующий законопроект, предусматривающий имплементацию норм Модельного закона, при его поступлении в Мажилис Парламента.
Полагаем, что эти изменения должны быть направлены на создание благоприятных институциональных и организационных условий для эффективной защиты и развития конкуренции, на снижение административных барьеров, препятствующих свободному функционированию рынков наших стран.
Уверен, что открытый, конструктивный диалог участников состоявшейся в Калининграде конференции, обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам торговой политики позволит выработать добротные рекомендации по повышению качества правового обеспечения равных условий конкуренции на территории Единого экономического пространства. Гармонизация законодательства трех стран – это наиболее эффективный способ устранения необоснованных административных барьеров и обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках наших стран.