Важную роль в обеспечении благополучия и качества жизни населения посредством развития человеческого капитала как одну из главных задач государства озвучил в своем выступлении Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Глава государства подчеркнул важность повышения качества подготовки отечественных кадров, в том числе инженерных и педагогических, как существенную меру в реализации приоритетных задач, стоящих перед страной. На данном этапе государству следует пересмотреть механизмы повышения доступа к качественному образованию, разработать новые методы, которые требуют комплексного подхода на всех уровнях образования, в том числе в послевузовский период. Если мы хотим развивать казахстанскую индустрию и различные отрасли национальной экономики, то следует совершенствовать систему подготовки профессиональных инженерных и технических кадров. Считаю своевременным предложение Главы государства по предоставлению целевых грантов для молодежи из густонаселенных регионов страны, в особенности из сельской местности. Эта инициатива станет дополнительным социальным лифтом для многих молодых людей, которые мечтали получить достойное образование, однако не имели всех возможностей для реализации данных планов.
Многие старшеклассники ввиду ограниченных материальных возможностей или, к примеру, отсутствия доступа к широкополосному Интернету либо к специальной подготовительной литературе для поступления в вуз не могут получить качественное образование. Возможность выделения дополнительных образовательных грантов, озвученная Президентом, откроет новые горизонты для реализации равного доступа к высшему образованию.
В прошлом году Министерством образования и науки РК было заявлено о новых правилах денежного поощрения для казахстанских школьников, которые становятся призерами международных олимпиад по общеобразовательным предметам, в том числе по естественным наукам. Данные поправки в законодательство станут дополнительным импульсом для молодого поколения, что заниматься наукой – это не только престижно, уже начиная со школьной скамьи, но и выгодно.
Это было своевременное и необходимое решение. Другим важным этапом является внедрение механизмов стимулирования поступающих абитуриентов из густонаселенных регионов страны в вузы центрального и северного Казахстана, которым крайне выгодно после завершения учебы остаться и работать там, где есть нехватка квалифицированной рабочей силы на существующих или планируемых индустриальных площадках. Для этого совместно с местными исполнительными органами необходимо тщательно изучить вопросы по созданию и предоставлению рабочих мест и обеспечению минимальных социально-бытовых условий, прежде всего обеспечения жильем.
Несомненно, это является зеркальным отражением проблемы снижения темпов занятости и замедления динамики роста физических объемов промышленного производства в Казахстане, в том числе в нефтегазовой отрасли. Недавние события являются в некоторой степени свидетельством того, что назрели безотлагательные вопросы по подготовке инженерных кадров, в том числе для замещения квалифицированной иностранной рабочей силы.
Кроме того, на неудовлетворительном уровне остается численность ученых и исследователей в области технических наук. Все еще низким остается показатель прироста молодого поколения казахстанских ученых. Кадровый потенциал в последние десятилетия показывает отрицательную динамику в пользу общественных и гуманитарных отраслей знаний среди молодежи, и это очевидный факт, так как этот интерес увеличился ввиду перехода на рыночную экономику.
С другой стороны, сейчас фактически в большинстве казахстанских технических вузов подготовка кадров ориентирована на традиционные предприятия, связанные с добычей природных ресурсов и с ограниченным циклом технологий. Поэтому Главой государства было правильно отмечена потребность переоценивания парадигмы подготовки новых специалистов для отечественной индустрии и разработки инновационных продуктов и технологий. Страна сегодня остро нуждается в молодых высококвалифицированных кадрах с набором необходимых компетенций, позволяющих преодолеть разрыв между знаниями, новыми инновационными идеями и с их воплощением в продукты и услуги, которые мы сегодня импортируем из развитых стран Западной Европы, США, Китая и других.
Совершенно очевидно, что изменения, которые происходят в связи с внедрением передовых информационно-технологических систем (Индустрия 4.0) и охватывают самые разные стороны нашей жизни: образование, рынок труда, технологический уклад, быт и другие сферы человеческой жизни, потребуют кардинальных изменений компетенций, профессий, должностей и в том числе государственных образовательных стандартов. Уже сегодня данный перечень можно дополнить новыми востребованными профессиями, связанными с обработкой больших данных, виртуальной и дополненной реальности, использованием технологии блокчейн и другими. Поэтому мы должны правильно расставить приоритеты для нового поколения выпускников вузов технических специальностей, которым в будущем открываются большие возможности.
Еще одним эффективным шагом в совершенствовании системы подготовки инженерных кадров является использование элементов дуального образования, увеличение практикоориентированности образовательных программ (blended learning и гибридные курсы) и многовариантности образовательных траекторий, усиление роли работодателей в процессе подготовки инженеров. Возможно, также предусмотреть стимулы для заинтересованности предприятий в сотрудничестве с вузами в части подготовки кадров, в том числе взаимодействие в оснащении специальных исследовательских кабинетов, лабораторий, создание совместных производственных площадок.
Другим важным аспектом подготовки профессиональных инженерных и технических кадров является разработка соответствующей системы послевузовского оценивания готовности инженерных кадров к квалифицированной профессиональной деятельности. К примеру, используя опыт развитых стран, необходимо внедрить лицензирование и сертификацию технических и инженерных кадров. Это будет способствовать их повышению своей квалификации для соответствия актуальному уровню производства.
В своем выступлении Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев поставил еще одну конкретную задачу: открыть в Казахстане 5 филиалов зарубежных университетов, в том числе филиалов передовых технических вузов России, из них 2 в западном регионе страны. Считаем такую постановку вопроса важной, так как данный шаг будет содействовать как решению проблемы подготовки кадров с учетом потребности региона, так и развитию вуза как социального института, под которым понимаются его взаимодействие с обществом, социальная ответственность и роль в региональном масштабе.
Таким образом, высшие учебные заведения должны выступать новыми драйверами развития конкретного региона, нацеленными на специфику потребности в кадрах отраслей экономики с одной стороны, с другой – содействовать обмену академическим опытом, международной коллаборации ученых, развитию университетской науки. Как сказал Президент, любая деятельность государства по укреплению кадровым потенциалом должна быть результативной. В этом аспекте развитие человеческого капитала – это востребованные выпускники, современная и результативная наука и прежде всего молодое поколение, обладающее высокими духовными ценностями.