Где «извините», где «здравствуйте»? Ваше имя, должность, попробуйте представиться по форме...
Так сказать, кипело, кипело и накипело – это камушек в огород госслужбы, точнее, ее отдельных «ярких» представителей. Как их научить разговаривать по телефону, не знаю. И рецепта пока эффективного нет. Частенько звонят и безапелляционно заявляют: «Это из акимата...» Вот последний «дружеский шарж». «Вы Кузенный?» – слышу на другом конце провода, отвечаю: «Да». – «Завтра вам надо явиться на «торжественное собрание в 12.30...»
«Простите, а кто говорит?» – спрашиваю незнакомый голос. Из орготдела... Связь на том прерывается. Называется, объяснились. Помните у Корнея Чуковского: «Зазвонил телефон, кто говорит? Слон...» Вежливым оказался абонент, не то что некоторые. Посчитаем это лирическим отступлением.
Между тем похожих фактов столько собралось, что захотелось публично порассуждать на эту тему. Тем более что меня поддержали в Акмолинском департаменте по делам госслужбы. Жалобы на низкую культуру общения, отсутствие вежливости и корректности в поведении, особенно молодых госслужащих, увы, поступают, заявили ответработники ведомства, приходится «отстающих в поведении» приглашать на воспитательные беседы.
Приглашать отдельных сотрудников «на ковер» равносильно тому, что пить воду из ведра чайными ложками. Если не принять более системных мер, может, и очередь из штрафников выстроится. А с другой стороны, какие еще меры нужны, конечно, кроме внутренней культуры, когда тот же Этический кодекс черным по белому прописал общие стандарты поведения госслужащих.
Я бы их сравнил с клятвой Гиппократа для врачей. Правда, многие из них подзабыли об известном постулате, отодвинув милосердие и участие в судьбе больного на второй план. Неужели их примеру последуют коллеги из госслужбы?
...Быть честным, скромным, в обращении с гражданами проявлять вежливость и корректность – так гласят общие стандарты поведения. Ничего хитрого, ничего заумного, нет же, для отдельных чиновников простые в принципе общечеловеческие правила поведения стали непреодолимым барьером.
В той же Акмолинской области трудятся почти 6 тыс. госслужащих, из них впервые принятых 257. Для них установлен испытательный трехмесячный срок. К нему добавляется (для страховки) второй трехмесячный. Вдруг молодой чиновник споткнется на первом, пожалуйста, дается дополнительное время для исправления. Потому встает вопрос ребром: неужели, пройдя через жесткое сито отбора, в ряды госслужбы все-таки проникают случайные люди, разрушая доверие общества к власти, вместо того чтобы его укреплять? Кстати, и об этом напоминает Этический кодекс. К великому сожалению, показывает жизнь, проникают.
Когда меня словами обижают, я словами даю сдачу. Это личное рацпредложение по части воспитательной работы. Нахожу морально насолившего мне абонента, провожу душещипательную с ним беседу, а если чувствую, что теряю время даром, обращаюсь к его вышестоящему начальству, требуя принять действенные меры. Оставлять безнаказанным, пусть даже беспардонный, телефонный разговор нельзя. Раз простишь, второй не одернешь, не поставишь на место, глядишь, в скором будущем из него такой бюрократище вырастет, что ни пером описать, а только в сказке рассказать.
Вспомнил историю, произошедшую с одним из руководителей районного звена. Разбирал его хамское поведение областной совет по этике, куда написали жалобу коллеги. Выражался на планерке нецензурной бранью, оскорблял, затыкал рты, сообщалось в ней. Полная распущенность была налицо, тем более что чиновник признал свою вину, сославшись, внимание, на природную несдержанность. Извинился перед советом, позже – перед коллегами. Объявили ему неполное служебное соответствие, но при должности оставили.
А наверное, зря. Сердобольность в конкретном случае оказалась неуместной. Спустя три месяца он попался пьяным за рулем служебного автомобиля. Повторное появление на совете по этике закончилось увольнением.
Предвижу возражения: это же ложка дегтя в бочке меда. Согласен, однако не в той ситуации, когда твоя работа на переднем крае всего общества. Скажу больше: отечественная госслужба – одна из лучших в СНГ. К нам приезжают за опытом из дальнего и ближнего зарубежья. Есть чем гордиться, есть чем хвалиться. Но, возвращаясь к пословице, стою на своем: ложка дегтя еще как может испортить бочку меда.
Сталкиваясь с единичными негативными поступками, люди начинают в негативном плане оценивать госслужбу в целом. А ты им хоть батюшкой клянись и повторяй, что в семье не без урода, мнение быстро не исправишь. И еще. Сегодня многие госслужащие сетуют, дескать, шаг вправо, шаг влево – все под жестким контролем, а мы же обычные люди, и ничто человеческое нам не чуждо.
Напоминаю нытикам: вы – необычные люди, вы – люди государевы и будьте добры гордо нести по жизни столь высокое гражданское звание. Кому же установленные правила и стандарты не по душе, немало других отраслей, где можно приложить свои силы.
Один уважаемый мною лидер местной исполнительной власти как-то поделился сокровенным. Не люблю затасканную фразу «слуга народа», проронил он, но иногда без нее не обойтись, когда даже в исключительных случаях слуга начинает чувствовать себя господином, от него немедленно избавляются.
Неплохой пример для подражания, не так ли?..