Как известно, реклама – это прежде всего двигатель торговли. Ею не пренебрегал еще Владимир Маяковский. Вот, например, один из его рекламных опусов – «Лучших сосок не было, и нет – готов сосать до старых лет». Это свое предназначение – привлекать покупателей – реклама выполняет и даже перевыполняет сейчас.
Хотя есть и очень нужная для горожан реклама, которая так и называется – социальная, она подскажет, где лучшей найти работу, как сохранить свое здоровье. И даже обращается от имени младенцев к молодым мамам, жертвам сексуальной революции, которые предпочитают не обременять себя «ненужными детьми» – «Не бросай меня, мама!» Честно признаюсь, когда вижу такую рекламу, мне становится жалко и непутевых мам, и неповинных в случившемся малышей.
Очень обрадовал и появившийся в Алматы необычный для нас вид «художественной рекламы». Хотя рекламой это назвать трудно, скорее, художественный ликбез для непросвещенных горожан. Это картины лучших казахстанских художников, которые из музейных залов шагнули прямо на городские улицы. Ведь чего греха таить, в суете каждодневных буден многим как-то недосуг сходить в музей или картинную галерею, а теперь волей-неволей человек залюбуется шикарными кувшинками Мурата Есимова, старой Алма-Атой на картинах Ольги Коцюбы или оригинальной скульптурой модного сейчас Эдуарда Казаряна…
Но порой встречается агрессивная реклама, от которой детей, например, лучше держать подальше – огромные билборды в центре города предлагали ни много ни мало, а порвать всех!? Что имели в виду создатели подобной рекламы, сказать трудно, но визуально это выглядело достаточно устрашающе.
А недавно увидела еще один «рекламный шедевр». Как вам нравится такой слоган – «Не учим работать. Учим зарабатывать»? Честно признаюсь, поначалу показалось: я что-то не так прочла, настолько нелогичным, на мой взгляд, выглядел призыв, адресованный, надо понимать, молодежи. Если перевести рекламные строчки на понятный всем язык, то получается, что мастерством овладевать не надо, знания тоже не обязательны, главное – это научиться «рубить бабки». Как тут не вспомнить «великого комбинатора» Остапа Бендера, который знал 400 способов относительно честного отъема денег? Но тут возникает и другой «неудобный» для подобных рекламодателей вопрос – как такие тексты сообразуются с призывами воспитывать у молодежи уважение к труду, рабочим профессиям, прививать им навыки высокого мастерства?
Мне представляется, что первично именно это – постижение тайн профессии, высокий класс, а уж потом, как следствие, – зарабатывание денег. В общем, хотели, как лучше, а получилось, как всегда – опять телега впереди лошади. Не дело это, господа.