«БИПЭК АВТО» вновь стала самой успешной дилерской группой Казахстана – на ее долю пришлось 53,3% рынка легковых и легких коммерческих автомобилей. Среди клиентов «БИПЭК АВТО» – каждый второй житель страны, совершивший покупку нового авто в 2013-м. Причем 87,3% потребителей составили физические лица, 5,2% – корпоративные клиенты. На закупки госучреждений пришлось менее 7,5% сбыта холдинга.
В 2013 году объемы отечественного машиностроения достигли 853,9 млрд. тенге. Из них 101,4 млрд., как сообщил президент АО «АЗИЯ АВТО» Ерик Сагымбаев, обеспечила работа усть-каменогорского завода. Всего за прошедший год с конвейеров «АЗИЯ АВТО» сошло более 31 тыс. машин, или 83% всех легковых авто, произведенных в стране. Владельцами новых автомобилей усть-каменогорской сборки в минувшем году стали 26,5 тыс. казахстанцев.
Две трети реализованных объемов группы компаний «БИПЭК АВТО» пришлись на модельный ряд марки Lada (продано свыше 57 тыс.). Таким образом, Lada подтвердила статус лидера продаж на рынке Казахстана (ее предпочли более 35% покупателей). Доминирующие позиции обеспечило прежде всего широкое предложение моделей этой марки. Например, Lada Priora сохранила за собой не только первенство в своем классе – автомобиль возглавил список бестселлеров казахстанского рынка. По итогам года новыми обладателями Priora стали более 20 тыс. казахстанцев. В тройку лидеров B-класса вошла и Lada Granta, с начала 2013 года оснащаемая автоматической трансмиссией. Расширение доступных комплектаций позволило удвоить число ее покупателей (9 880 по итогам 2013-го).
Почти 12 тыс. клиентов отдали предпочтение автомобилям марки KIA – в 2,2 раза больше прошлогоднего значения. Показатели сбыта Chevrolet также продемонстрировали двукратный рост: продано свыше 10 тыс. единиц против 5 133 годом ранее.
Значительно опередили рынок темпы роста продаж линейки Škoda. Сбыт автомобилей этой марки вырос в 2,5 раза и составил 4 703 единицы.
Также в торговой сети холдинга было реализовано 2 092 легковых и коммерческих автомобиля линейки UAZ. Кроме того, в мае 2013-го «БИПЭК АВТО» начал официальные продажи и обслуживание автомобилей французской марки Renault. По итогам неполного года с целью приобретения продукции этого бренда обратились 577 клиентов.
Среди особо востребованных казахстанцами предложений сегмента B необходимо отметить также KIA Rio и Chevrolet Aveo. Их обладателями стали 3 769 и 1 864 клиента соответственно.
Благодаря растущей популярности городского хэтчбека Chevrolet Spark (236 ед.), презентованного в прошедшем году, и KIA Picanto усть-каменогорской сборки (781 ед.) втрое увеличился вклад холдинга в продажи компактных автомобилей класса A (с 9 до 27%).
С такими фаворитами продаж, как Chevrolet Cruze и KIA Cerato, в сегменте C компания контролирует сегодня 34% казахстанского сбыта. Более половины всех компактных кроссоверов (54%) также было продано в автоцентрах «БИПЭК АВТО». В классе среднеразмерных внедорожников компания заняла 28% отечественного рынка. Кроме того, новейшие продукты «АЗИЯ АВТО» под брендами KIA и Chevrolet обеспечили холдингу эффектный дебют в сегменте компактвэнов и представительских седанов. Всего в течение прошлого года компания успела предложить клиентам 22 новинки четырех марок.
Наиболее активными покупателями автомобилей линейки «БИПЭК АВТО» стали жители Астаны (15,3% сбыта) и Алматы (13%). Остальные 71,5% пришлись на клиентов из областных и районных центров, сельских населенных пунктов.
Возможность приобретения автомобилей шести марок и их обслуживания в 2013 году появилась у жителей таких городов, как Каскелен, Кульсары, Жанаозен, Рудный, Хромтау и Экибастуз. Руководство холдинга сообщило, что на ближайшие десять лет поставлена задача – построить в 14 городах страны еще 70 специализированных автоцентров, которые будут сфокусированы прежде всего на продаже и обслуживании техники казахстанского производства.
Следует добавить, что 58,6% покупателей «БИПЭК АВТО» совершали покупки в кредит, в том числе благодаря беспроцентной рассрочке, которая в 2013 году стала доступна всем клиентам холдинга.
Наряду с уверенным развитием автосборочного производства «АЗИЯ АВТО» холдинг совместно с альянсом Renault-Nissan-АВТОВАЗ продолжил работу над масштабным проектом по созданию мощностей полного цикла в Усть-Каменогорске. Генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев напомнил, что проект является частью государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, Карты индустриализации и ряда других программ. О его важности свидетельствует тот факт, что официальный старт строительству мощностей автомобильного производства полного цикла (а это сварка, окраска и сборка 120 тыс. авто в год) в конце 2013 года дали вице-министр индустрии и новых технологий Казахстана Альберт Рау и замминистра промышленности и торговли России Глеб Никитин.
По словам Ержана Мандиева, реализация проекта потребует инвестиций в размере 500 млн. долларов. Еще 630 млн. планируется направить на создание смежных производств по выпуску автокомпонентов. Запуск первой очереди крупнейшего в Казахстане автомобильного кластера намечен на 2015 год. Сегодня на производстве «АЗИЯ АВТО» трудится более 1 тыс. человек, проект полного цикла позволит создать до 12 тыс. новых рабочих мест.
На первоначальное финансирование проекта направлено более 21 млн. долларов. Сегодня уже завершена значительная часть подготовительных работ. Ведется планировка и устройство временных дорог, инженерных коммуникаций, сформированы штат подразделения и парк строительной техники.
Объем производства в первые 7 лет работы нового предприятия, сообщил Ержан Мандиев, составит 500 тыс. автомобилей, что обеспечит прирост ВВП Казахстана на уровне 6 млрд. долларов. Более половины выпускаемой продукции планируют отгружать на рынки Сибирского, Дальневосточного регионов России, стран Средней Азии и Закавказья.
Раушан ШУЛЕМБАЕВА