​Решения есть, тренды определены, задачи поставлены

728
Еркара Аймагамбетов, ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, доктор экономических наук, профессор

Необходимость дальнейшей либерализации отношений в системе высшего образования налицо, поскольку одна из ее составляющих – интеграция в мировое образовательное пространство. Государственная программа развития образования и науки на 2016–2019 годы вынесла в ряд важнейших задачи обеспечения качественной подготовки конкурентоспособных кадров, модернизации содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций, усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования. Как видим, министр образования и науки Ерлан Сагадиев взял курс на реформирование существующих механизмов вузовской системы. И наиболее важные среди нововведений, на наш взгляд, – изменение порядка проведения КТА и ЕНТ, правил организации профессиональной практики студентов вузов, внедрение полиязычия, реализация компетентностного подхода в обучении. Сюда отнесем и повышение доступности докторских программ, пересмотр правил присуждения ученых степеней и введение обязательных аккредитационных процедур. И важность этих шагов подкреплена мировыми тенденциями.

Уже несколько лет продолжаются споры о необходимости преобразования формата проведения Единого национального тестирования (ЕНТ) и Комплексного тестирования абитуриентов (КТА). По мнению экспертов, тестирование решает главную задачу: дает объективную оценку уровня знаний выпускников. Основной недостаток этой процедуры в том, что такой тип экзамена мешает набирать незаурядных студентов. Поэтому наряду с итоговой аттестацией многие вузы намеревались ввести дополнительные экзамены по профилирующим предметам. Несомненным достоинством нынешних изменений в процедуре ЕНТ и КТА назову возможность их пересдачи, что существенно увеличивает вероятность поступления выпускников средних и средних специальных учебных заведений.

В одном из выступлений перед сенаторами министр образования и науки отметил, что «повторная сдача ЕНТ будет предоставлена на платной основе тем, кто недобрал пороговый уровень. Тем самым им будет дан шанс получения высшего образования на платной основе». Кроме того, по мнению министра, из-за того что вчерашние школьники недобирают на тестировании один-два балла, они поступают в зарубежные вузы на платной основе, инвестируя в высшее образование других стран.

Мы в свою очередь считаем, что практика повторной сдачи тестов благоприятно отразится на отечественных университетах, они перестанут терять абитуриентов в условиях демографической ямы, и на психическом состоянии абитуриентов и родителей, и на социально-демографической ситуации в стране, поскольку позволит избежать нежелательной миграции молодых людей.

Предполагаемое разделение ЕНТ с 2017 года на школьную итоговую аттестацию и вузовские вступительные экзамены расширит академическую свободу университетов, позволяя им определять интеллектуальный потенциал будущих студентов, включая их возможность осваивать вузовскую программу. На наш взгляд, объективность предполагаемых вступительных экзаменов состоит в том, что сдавать экзамены будут все категории абитуриентов – и победители олимпиад, и выпускники Назарбаев Интеллектуальных школ. Так мы внедрим лучшую зарубежную практику, применяемую в странах ОЭСР.

Актуальным трендом остается необходимость формирования полиязычного населения в современных условиях глобализующегося мира. Президент Нурсултан Назарбаев отметил: «За годы независимости этническая полифония языков, культур и традиций Казахстана обрела уверенное звучание, богатство своеобразных оттенков и красоты. В Казахстане за годы независимости ни один этнос не утратил свой язык. Мы бережно храним и создаем все возможности для развития культуры даже самых малых этнических групп». Действительно, Казахстан – одно из немногих государств, разрешивших проблемы языковой политики без острых коллизий и конфликтов. В стране реализуются Закон «О языках», концепция языковой политики и новая Государственная программа функционирования и развития языков на 2011–2020 годы. Этот процесс всемерно поддерживается, так как знание государственного и владение несколькими языками служат личной конкурентоспособности граждан страны.

Проблема состояния и перспектива языковой ситуации в современном Казахстане отражена Президентом страны в стратегии «Триединство языков». Согласно идее Главы государства, позитивность развития трехъязычия возможна лишь при наличии единой политической, идеологической и культурной платформы. Суть ее в стратегии определена следующим образом: изучение казахского языка как государственного, русского – как языка межнационального общения и английского – как языка успешной интеграции в глобальную экономику.

Устойчивая тенденция формирования полиязычного образования, закрепленная в госпрограмме, будет, на наш взгляд, способствовать как профессиональной самореализации, так и гражданской интеграции личности. Понимая важность подготовки кадров с полиязычным образованием, перед преподавателями нашего университета стоит важнейшая задача – изучить современные методики преподавания дисциплины на английском языке и внедрить их в образовательный процесс, формируя профессиональную полиязычную личность.

Для этого в КЭУ с сентября 2016 года начнет работу Центр полиязычного образования. Для него уже разработаны и утверждены положение о центре и программа подготовки полиязычных специалистов. Все это откроет доступ студентам и сотрудникам к качественному образованию, к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, будет способствовать развитию коммуникативной и профессиональной компетентности и получению двудипломного образования.

Еще один тренд – переход от квалификационной к компетентностной модели подготовки специалистов. Уже ни у кого не вызывает сомнения, что компетентностно-ориентированное образование – адекватная реакция системы высшего образования на социальный заказ. В ГП РОН РК компетентностный подход определен как базовый на сегодня и как основа модернизации содержания отечественного высшего образования. В программе прямо указано: «Необходимым условием востребованности выпускников вузов являются их компетенции, удовлетворяющие ожидания работодателей. Поэтому в образовательные программы бакалавриата будут включены новые дисциплины, отражающие инновационные технологии производства и дающие квалификации, пользующиеся спросом на рынке труда».

Компетентностный подход предполагает не просто выход за пределы предметно-знаниевого образования. Это переход на новую парадигму, направленную на формирование ключевых компетенций выпускника. А реальную оценку качеству своей подготовки выпускник вуза может получить только на рынке труда. Именно компетентностная модель выступает тем связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей, которое позволяет обеспечить удовлетворение требований всех заинтересованных сторон. Сейчас министерства, ведомства и компании формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций.

Провозглашение основой содержания образования компетентности – более сложной культурно-дидактической структуры – предполагает регулярную «подстройку» образовательных программ вуза и их совершенствование в соответствии с запросами работодателей. Основные принципы построения образовательных программ на основе компетентностного подхода были выработаны в рамках общеевропейского проекта TUNING (настройка образовательных структур в Европейском пространстве высшего образования). Эта методология с учетом особенностей отечественной системы высшего образования уже взята за основу при разработке университетских образовательных программ многими вузами Казахстана.

В нашем вузе налажен четкий механизм проектирования и успешной реализации модульных образовательных программ на компетентностном подходе. И в контексте проводимой действующим министром образования и науки реформы основными приоритетами КЭУ в имплементации компетентностного подхода являются тесное взаимодействие с ключевыми министерствами и работодателями, реализация стратегии практико-ориентированного обучения в рамках проекта «Прикладной бакалавриат», обеспечение связи образования, науки и производства через создание учебно-научно-производственных комплексов. Акцент в организации учебного процесса перенесен на проектное обучение. Ведутся регулярный аудит и экспертиза образовательных программ внешними экспертами, в том числе зарубежными вузами. Продолжается систематическое развитие академической мобильности преподавателей и студентов. Широко применяются междисциплинарный подход и инновации в обучении.

Логичным следствием повсеместного внедрения компетентностного подхода станут изменения в практическом обучении студентов всех уровней. Проведение профессиональной практики, начиная с первого курса, поможет студенту своевременно сориентироваться, куда именно направлять свое будущее профессиональное развитие, получить представление о сущности выбранной специальности, овладеть информацией о том, нужно ли углублять и в каком направлении знания, получаемые в вузе. За этим стоят усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, и скорое адаптирование к трудовой деятельности после окончания вуза.

По Правилам организации и проведения профессиональной практики и правилам определения организаций в качестве баз практик, утвержденным министерством образования и науки в январе нынешнего года, программы профессиональной практики должны будут согласовываться с руководителями ее баз. Считаю, такая процедура повысит ответственность руководителей бизнес-сообщества за освоение студентами программы стажировки и усилит интеграцию образования, науки и производства. Более того, увеличение числа кредитов, отведенных на практику, создаст работодателям дополнительную возможность присмотреться к практикантам как к соискателям рабочих мест, а вузам получить обратную связь с компаниями и организациями относительно качества обучения, современных требований рынка труда.

Внедрение указанных правил в образовательный процесс университета расширит использование уникальных возможностей предприятий в обучении и позволит адаптировать знания и навыки студентов к условиям конкретных производств, дающих еще и организаторский, профессиональный опыт. У молодых появятся дополнительные возможности самостоятельного планирования собственной профессиональной карьеры.

Министерство образования и науки РК уделяет большое внимание и послевузовскому образованию, готовящему в магистратуре и докторантуре конкурентоспособные кадры высшей квалификации для современной экономики. Усиливающиеся требования вызвали необходимость внести существенные изменения в основные нормативные документы, регламентирующие подготовку магистров и докторов наук. Особо приветствуем акцент на научной и экспериментальной составляющих обучения, доступности послевузовского образования, оригинальности диссертаций, на повышении требований к выпускным квалификационным работам и контроле над качеством.

Меняется подход и к экспериментально-исследовательской работе магистрантов-профильников, обучающихся один – полтора года. Оценка их теперь зависит от уровня выпускной квалификационной работы – проекта, суть которого связана с решением прикладных задач актуальных проблем. В содержании программ докторантуры практически в два раза увеличена доля научно-исследовательской работы. Наряду с этим вводится обучение на платной основе по докторским программам, реализуемым на английском языке. Оно будет осуществляться по заявкам вузов, НИИ, предприятий и организаций, расширен перечень журналов, в которых докторанты обязаны публиковать результаты своих исследований. Объявлено о полной нетерпимости к плагиату вплоть до отказа в защитах диссертаций и присуждении ученой степени. Как результат, отечественная академическая общественность уже в ближайшие годы получит значительное пополнение прошедших более качественную подготовку, обладающих лучшими знаниями и навыками, сильнее интегрированных в мировое научное пространство молодых ученых.

Изменения коснутся и аккредитационных процедур. С 2017 года будет осуществлен полный переход от государственной аттестации вузов к аккредитации. Это предусматривает создание эффективной системы обеспечения качества образования, включающей внутреннее и внешнее обеспечение качества. Как следствие, с 2017 года в вузах, не прошедших аккредитацию, не будет размещаться государственный заказ. Образовательные программы будут проходить международную аккредитацию в агентствах, являющихся полноправными членами международной европейской сети по обеспечению качества образования.

Мы считаем, что данная норма, предложенная министром, позволит повысить конкурентоспособность отечественной системы образования, рейтинги вузов и в конечном итоге – расширить академическую свободу. КЭУ уже на 18 образовательных программ получил аккредитации, из них три – международные. Процедуру аккредитации пройдут еще четыре, включая докторантуру.

Очевидно, что поставленные задачи и способы их решения способствуют модернизации современного отечественного образовательного пространства, расширению круга его участников, повышению доступности услуг, ослаблению государственного контроля и росту автономии образовательных организаций. Все это повысит конкурентоспособность казахстанских вузов и выпускников.

Популярное

Все
На Дональда Трампа было совершено покушение
ФБР обнародовало имя стрелявшего в Трампа
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Глава государства решительно осудил покушение на Дональда Трампа
На высокой ноте: итоги международного музыкального фестиваля «Опералия» подвели в Астане
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
Спасти уникальную породу лошадей вызвались специалисты конезавода «Кобыланды»
Ержан Нурлыбаев назначен вице-министром здравоохранения РК
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Испания или Англия - кто возьмет Кубок Европы?
Крейчикова выиграла Уимблдон, обыграв в финале Паолини
Гиззат Байтурсынов возглавил Комитет искусственного интеллекта в Минцифры
Под вечер начинается смрад
Врачи рассказали о состоянии раненой ножом беременной в Актау
Аскар Жамбакин освобожден от должности вице-министра цифрового развития
Скляр обсудил развитие ж/д отрасли с гендиректором Wabtec
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
Свыше 200 коррупционных преступлений выявлено в акиматах за полгода
Сель в Кыргызстане: 6 человек погибли в Ошской области
Женские вагоны запустили еще на трех маршрутах
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края

Читайте также

Жители нескольких сел по-прежнему отрезаны от мира
Второй месяц лишены горячей воды некоторые жители Петропавл…
Новый мясоцех заработал в Северном Казахстане
Слушать и быть услышанным

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]