Ретроспектива в перспективе вечности

634
Валентина Фиронова

Пригласив соотечественников в путешествие во времени, автор экспозиции смог соединить пульсацию дня сегодняшнего с ожившими страницами героического прошлого казахского народа. Выставка стала не только признанием в любви Родине, но и отчетом за 40 лет творческой деятельности в год 70-летия художника.

Живописец, этнограф-оружие­вед, кандидат исторических наук Калиолла Саматулы – автор около ста научных и научно-популярных статей и 4 монографий о боевых традициях и военном искусстве казахов. Его художественные работы находятся в картинных галереях России, Грузии, в фондах Государственного музея искусств им. А. Кастеева, Центрального государственного музея, а также в частных коллекциях в США, Швеции, Англии, Пакистане, Голландии.

«Путешествие во времени» – это свыше ста полотен, книжных иллюстраций, графических картин, многогранно отражающих историю, эпос и мифологию казахского народа. Мужественные батыры и гордые красавицы, подробности бытовой жизни, героические поединки предстают в работах Калиоллы Ахметжана с такой степенью достоверности, что, кажется, заговори с персонажами полотен, и они с готовнос­тью расскажут о себе.

Кроме портретов, натюрмортов и пейзажей, представленных на выставке, занимающей целый этаж музея, посетители знакомятся с книгами Калиоллы Ахметжана по фольклору и истории вооружения казахов. Родители с детьми живо интересуются иллюстрациями к казахским сказкам и эскизами к мультфильмам.

Самые впечатляющие экспонаты – полные комплекты вооружений сакского воина V–III вв. до н. э., древнетюркского воина V–VIII вв., казахского воина XIX столетия. Реконструкция, выполненная по эскизам Калиоллы Ахметжана, отличается добротной аутентичностью – тисненая кожа, латунь, войлок, вышивка. Щиты, обтянутые настоящей кожей, колчан из выделанной бересты.

Калиолла Ахметжан – известнейший в стране специалист по истории казахского традиционного вооружения. Именно на его исследования опираются историки, реконструкторы, мастера традиционных ремесел, художники кино и театра.

Свои этнографические изыскания он начал еще в 70-е годы прошлого века, будучи студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Как вспоминает сегодня мастер, учеба в Ленинграде давала большие возможности. И он сполна ими воспользовался. Посещал музеи, библиотеки, книжные магазины, ходил по букинистам, собирал старые книги по истории. И именно тогда у него проснулся интерес к военному искусству кочевых народов. Начались поиски достоверных фактов.

Экипировка, по мнению художника, может рассказать о происхождении, социальном и военном положении батыра. Военное обмундирование как униформа появилось примерно в начале XVIII века. Раньше у казахов как такового военного обмундирования не было. Главную роль в идентификации воина играло вооружение. Воины знатного происхождения – ханы, султаны – имели богатое вооружение из дорогих металлов, отделанное драгоценными камнями.

– Этой теме посвящена моя книга «Этнография традиционного вооружения казахов», – рассказывал Калиолла Ахметжан. – В ней исследуются история казахского вооружения, виды и типы оружия нападения, а также защитные средства. Впервые раск­рываются различные функции традиционного вооружения в этнической культуре.

С этой книгой тоже можно ознакомиться на выставке. Она богато иллюстрирована. В нее включены рисунки и научные реконструкции комплектов вооружения древних и средневековых кочевников Казахстана, фотографии образцов казахского оружия и защитных доспехов из музейных фондов. Есть изображения оружия на памятниках искусства кочевников. Как считает автор, книга полезна не только для ученых и специалистов в области искусства, кино и театра, но и для всех, кто интересуется вооружением и военным искусством казахов.

Особый подъем художник-исследователь ощутил после выхода статьи Елбасы «Семь граней Великой степи», где как раз и делался акцент на необходимости исторической реконструкции, популяризации истории.

– Это меня порадовало, – поделился юбиляр. – Я понял, что моя работа нужна людям, и я с удовольствием буду продолжать ее.

Отметим также, что на своих полотнах мастер воспевает не только подвиги батыров, но и их верного спутника – коня, наделяя его внутренней силой и неустрашимой энергией, присущей всаднику. Такая эмоциональная слитность вызывает особый зрительский восторг и ощущение происходящего здесь и сейчас.

Всех, кто знакомится с творчеством Калиоллы Ахметжана, поражает палитра его мироощущений. Даже простой на первый взгляд пейзаж воспринимается как образ Вселенной, зримо объединяющей три стихии – небо, землю, воду.

Соединив технику многослойной живописи и пуан­тилизм, основанный на законах преломления света, Калиолла Ахметжан разработал свой художественный язык – муарографию. При восприятии картин, написанных муаровой живописью, в зависимости от расстояния и точки восприятия меняются общий колорит, глубина пространства, что дает возможность зрителю увидеть новые художественные эффекты. Именно так, убежден художник, можно максимально полно отобразить почти неуловимые переливы цветового многообразия мироздания.

Творческий диапазон Ка­лиоллы Ахметжана невероятно широк. Ему дано видеть и то, что скрыто за горизонтом повседневности. Это особая оптика. И секрет ее ведом только мастеру, а нам остается только удивляться и восхищаться.

Популярное

Все
От «Оян, қазақ!» до «Тез өлмен!»
«Астана» внесла интригу
Как в районе «очистили» бюджет
Уголь как драйвер, или Кто ставит нефти подножку?
Земля и космос «Ульбы»
Выдвижение кандидатов в районные акимы началось в Туркестанской области
«Мокрая» страда
Зима приходит не внезапно
Распоряжение Главы государства
Улыбнитесь, дети, птичке
Эффект умелого управления
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 25 сентября 2023 года №29-НП
Распоряжение Главы государства
Еще один завод
Я – твой ментор, ты – мой друг
«Серебро» и четыре «бронзы»
Не быть наблюдателями
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 25 сентября 2023 года №30-НП
Smart-водоснабжение
Единая градостроительная
Фильм "Міржақып. Оян, қазақ!" вышел в прокат
Казахстанские бизнесмены перенимают опыт Кремниевой долины
Установлен рекорд по самому длительному трудовому стажу в Казахстане
Перехватить облака, чтобы полить степь
Режим ЧС в селе Абайской области: сибирская язва у пациента не подтвердилась
Миссия – творить добро
Военные Карабаха сдают вооружения и технику
Водитель-нарушитель ударил ножом полицейского в Жамбылской области
Полная луна Учителя нации – Бадрисафа
Объявлены победители национальной премии URKER-2023
«Саммит для учебников истории»
Живодёр забил до смерти шваброй кота в Актау
Запуск новых и модернизацию действующих ТЭЦ обсудили в правительстве
Выступление Токаева на общих дебатах в рамках 78-й сессии Генассамблеи ООН
Назначен начальник департамента по ЧС Северо-Казахстанской области
Президент Казахстана поздравил с Национальным днем Саудовской Аравии главу королевства
ФИФА выдвинула капитана сборной Казахстана на престижную премию
За незаконные религиозные уроки детям осудили жамбылца
Гауез Нурмухамбетов назначен акимом Северо-Казахстанской области
Казахстан и Сейшелы подписали cоглашение о безвизовом режиме
Мощным возбудителем роста опухолей оказался витамин С
Новый мировой рекорд Криштиану Роналду
Муза Каюма Мухамедханова
В Семее почтили память жертв ядерных испытаний
На юго-востоке Турции упал метеорит
В МЧС рассказали подробности пожара в банном комплексе в Алматы
Наследие во всем
Мертвую девушку нашли грибники в Костанайской области
Спас девочку-подростка от суицида военнослужащий водитель в Астане
Необходима энергетическая стабильность
Алматинские школьники подготовили документальную выставку в честь Дня Конституции
Говори – и все получится!
Мать и двоих детей нашли убитыми в сгоревшем доме в Алматинской области
Новый взгляд на старые проблемы: как изменится казахстанская экономика?
Свое будущее блогер Иван Червинский связывает с Казахстаном
Путинцева вышла в финал турнира WTA в Осаке
Хасангалиев бы гордился «соловьем» Никитой
Когда волк не помощник
Как мы будем пользоваться цифровым тенге
Семь важных шагов развития здравоохранения страны

Читайте также

Единая градостроительная
Еще один завод
«Счастливый» победитель
«Серебро» и четыре «бронзы»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]