Резьбой по дереву Михаил занимается многие годы. Для себя, не на продажу. Делает только то, что ему интересно, и без повторов. Динамичные композиции лучше всяких слов передают отношение автора к окружающему миру, к человеческим слабостям и достоинствам.
На вопрос, как приходят сюжеты, художник пожимает плечами. Это всегда творческий поиск, и порой уходят месяцы, чтобы созрел замысел, вырисовалась композиция. Бывает, образ подсказывает просто тень на бруске или промельк за окном.
Работы автора сюжетны. Вот лукаво улыбается гоголевская Солоха – к ней поп пришел нынче, а она игриво вздыхает: «А боженька что скажет?» В композиции «Восток – дело тонкое» три персонажа – ослик, наездник и женщина. Ослик уперся – и ни шагу. Седок думает: «О, Аллах, как мне надоели эти две ослицы». Жена ворчит: «О, Всевышний, как мне надоели эти два осла».
Есть у мастера по-настоящему трагическая композиция под названием «Война не окончена, пока не захоронен последний солдат». На жестких ветках голого осеннего куста сидит стервятник, высматривающий добычу. А под ветками, среди травы и земли, череп с пробоиной от пули. Этот сюжет подсказал реальный случай, когда Михаил стал свидетелем найденных на белорусской земле останков неизвестного солдата. При взгляде на эту миниатюру невозможно остаться равнодушным.
– Я знаю, что создаю штучные вещи, – говорит художник. – Мне неинтересно просто доски резать, чтобы на хлеб заработать. Одно время даже ложки взялся делать только затем, чтобы доказать, что они могут быть художественным изделием. Сделал несколько серий ложек и черпаков с ручками в виде конских голов, цветов, былинных персонажей.
Сколько миниатюр вышло из-под резца мастера, он не считал. Многие изделия розданы и подарены. В последнее время Михаила Вернигора больше увлекает рисунок. У него есть целая подборка портретов, пейзажей, сценок. И конечно, новые замыслы.