Напомним, 27 июля 2015 года в ходе заседания Генерального совета ВТО Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и генеральный директор ВТО Роберто Азеведо подписали Протокол о присоединении Казахстана к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. О полноправном членстве республики в ВТО официально планируется объявить на заседании Министерской конференции этой организации в декабре текущего года в городе Найроби (Кения). В настоящее время Правительство РК проводит работу по ратификации пакета документов по вступлению нашей страны в ВТО. В их числе Протокол о присоединении, Доклад рабочей группы по вступлению РК в ВТО, перечни по доступу на рынок товаров и услуг и 18 обязательных соглашений ВТО.
Задачей Всемирной торговой организации является либерализация торговли между государствами – членами ВТО, то есть в первую очередь снижение ставок таможенных пошлин. По результатам самостоятельных переговоров среднеарифметический уровень тарифных обязательств Казахстана в ВТО по всем товарам составил 8,1%, в том числе 14% – по сельхозтоварам, 6,5% – по промышленным товарам, что ниже действующих уровней (10,4, 17 и 8,7%), но при этом выше тех, которые Казахстан применял до формирования Таможенного союза (6,2, 12,1 и 4,6% соответственно).
Как рассказала директор департамента развития внешнеторговой деятельности МНЭ РК Жанель Кушукова, переговоры по импортным таможенным пошлинам со странами – членами ВТО проводились в двустороннем формате.
– Мы провели переговоры с 31 членом ВТО, – отметила она. – Каждая страна выставляла свои специфические запросы. К примеру, Куба была заинтересована в снижении таможенных пошлин на ром, сигареты, сахар. С этой страной мы договорились о более высоких ставках таможенных пошлин на сахар в обмен на снижение пошлин на ром и сигары. А с Норвегией обсуждались таможенные пошлины на океаническую и морскую рыбу, которая у нас, конечно, не производится, и в обмен на нее нам удалось сохранить более высокие ставки таможенных пошлин на молочную продукцию. Среди 31 страны – члена ВТО США и Европейский союз вели переговоры в целом по всем товарам. Эти два члена ВТО выступают за полную либерализацию, вне зависимости от каких-либо внешнеэкономических приоритетов.
Казахстанская сторона, по словам руководителя департамента МНЭ, в соответствии с выработанной ею позицией в ходе переговоров прежде всего обращала внимание на наличие или отсутствие в Казахстане производства тех или иных товаров. В случае наличия производства или планов по их развитию в каком-либо секторе отстаивались максимально возможные уровни таможенных пошлин. Так, например, на такие виды выпускаемых у нас товаров, как трансформаторы, аккумуляторы, устанавливались более высокие таможенные пошлины.
Для отраслей, в которых не предвидится возникновение новых производств, были определены более либеральные таможенные пошлины. Главным образом это те группы товаров, выпуск которых наладить в Казахстане невозможно по объективным причинам. К этим продуктам относятся, например, океаническая и морская рыба, тропические фрукты. Благодаря более низким тарифам на такие товары стало возможным поднять ставки по стратегически важной продукции – углеводородам, металлам, пшенице. За счет этого был достигнут оптимальный средний таможенный тариф, что требовалось для вступления в ВТО.
Особенность для Казахстана заключалась и в том, что параллельно шли два процесса – формирование Таможенного союза, в рамках которого рассматривались условия применения внешнеторгового режима, а также вступление в ВТО, в котором также оговаривались условия внешнеторгового режима, но исходя из национальных интересов.
– Это несколько затормозило переговорный процесс, потому как до сих пор не было такого прецедента в рамках ВТО, – прокомментировала Жанель Кушукова. – Был проведен ряд серьезных переговоров на предмет поиска возможного варианта решения, как нам, будучи членом ТС, вступить в ВТО и при этом сохранить свои обязательства в рамках как ТС, так и ВТО. По итогам консультаций с Секретариатом ВТО и другими членами организации было принято решение: Казахстан будет вступать в ВТО на своих условиях, которые он оговорил, исходя из национальных интересов.
В связи с членством Казахстана в Евразийском экономическом союзе были выработаны определенные подходы по имплементации казахстанских обязательств по уровням импортных таможенных пошлин в базу ЕАЭС. Так, по товарам, в отношении которых казахстанские обязательства по импортным пошлинам выше, чем у России, уровни казахстанских тарифных обязательств будут приравнены к российскому уровню. А по товарам, в отношении которых казахстанские обязательства по импортным пошлинам ниже, чем у России, Казахстан с момента вступления в ВТО должен будет применять изъятия из Единого таможенного тарифа ЕАЭС до начала переговоров по компенсации между странами ЕАЭС и членами ВТО.
Переговоры по компенсации и установлению единого уровня для Казахстана и России будут проводиться через 4 года после установления конечного уровня связывания тарифных обязательств Казахстана по товарам, по которым применяются изъятия из Единого таможенного тарифа. При этом компенсация означает не какие-либо денежные выплаты, а определенную либерализацию уровня единого таможенного тарифа.
Таким образом, в течение определенного периода времени предстоит применение изъятия из Единого таможенного тарифа. После чего будут проводиться переговоры о компенсации в рамках ВТО.