
Она решает главную проблему государственных органов – плохое взаимодействие между собой, с населением и бизнес-сообществом. Работая же в единой экосистеме, госорганы начинают взаимодействовать со всеми на принципах партнерства и открытости без бюрократии и излишнего документооборота.
– 7 октября Президент утвердил перечень из 10 национальных проектов. Они будут осуществлены с использованием проектного подхода, основными принципами которого являются нацеленность на результат, персональная ответственность за его достижение, партнерство и вовлечение в реализацию всех заинтересованных сторон, – рассказала на брифинге в СЦК директор Департамента политики проектного управления МНЭ РК Илона Шварцкопф.
Госорганы уже формируют совместные кросс-функциональные команды с участием владельцев проектов, экспертов и представителей общественности. Завершается формирование единой экосистемы проектного управления, состоящей из 44 проектных офисов госорганов.
В феврале создан Офис по мониторингу реализации национальных проектов. Утверждены нормативная и правовая базы.
Правила осуществления проектного управления и Типовой регламент регулируют деятельность госаппарата по управлению портфелями, программами и проектами на всех уровнях. По каждому нацпроекту определены куратор на уровне заместителей Премьер-министра и руководители на уровне министров.
– В настоящее время государственными органами проводится работа по декомпозиции каждого показателя национальных проектов на соответствующие отрасли и регионы. Далее будут определены пулы проектов, необходимых для достижения каждого декомпозированного показателя в отрасли, регионе, районе, сельском округе, – пояснила Илона Шварцкопф.
Еще одна задача проектного подхода – обеспечить за выделенные деньги заявленные результаты. Для этого правилами предусматривается формирование общественных групп для мониторинга.
Все проекты, требующие финансирования из бюджета, будут вестись в единой информационной системе, которая в онлайн-формате позволяет обеспечить не только контроль выполнения каждой задачи, но и оперативный мониторинг расхода денежных средств.
– Правилами впервые закреплен принцип персонификации ответственности на уровне политических должностных лиц за недостижение результатов программ и проектов. Любой казахстанец, желающий и имеющий необходимые компетенции, может практически участвовать в реализации любого из проектов, входящих в соответствующий национальный проект, выполняя определенную проектную роль, – отметил руководитель Офиса по мониторингу реализации национальных проектов Арман Евниев.
Офис – это большая площадка, где госорганы, бизнес, неправительственный сектор и другие заинтересованные лица сообща выявляют проблемы и находят решение. Структурой осуществляется постоянная организационно-методологическая поддержка и обучение персонала всех 44 проектных офисов.
– Сейчас, на старте реализации нацпроектов мы остро нуждаемся в экспертной поддержке, для того чтобы выполнить поставленные цели. Также нам нужны независимые эксперты с критическим мышлением, способные выполнить роль модераторов рабочих встреч и дискуссионных площадок, чтобы проверить на «зуб» достаточность декомпозиции, правильность и актуальность KPI, а также провести GAP-анализ на предмет достаточности реализуемых проектов для достижения соответствующих общественно значимых результатов, – добавил Арман Евниев.
Он также назвал предполагаемую сумму, которую может дать государству внедряемая система: не менее 1 трлн тенге ежегодно.