
Мчатся по дороге быстрые машины
Кто же у нас не любит быстрой езды? Но ездить на большой скорости – привилегия немногих. А всему виной – плохие дороги.
Во время поездки на юг директор Жамбылского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Айжан Туганова ознакомила нас с ходом строительства автомобильных дорог, соединяющих южные регионы с Центральным Казахстаном. Работы на участке, которым руководит директор-женщина, идут полным ходом, что неудивительно, ведь производительный сезон автодорожников недолог, с приходом дождей и холодов их активность сходит на нет.
Но, вот что интересно, на тех участках, которые открыты для движения, а это более 160 км, уже наблюдается рост активности движения, если раньше за сутки фиксировали порядка 3 тыс. единиц, то теперь за этот же временной отрезок проезжает до 4,5 тыс. машин. При этом интенсивность прохождения грузового транспорта составляет более 30%.
Поскольку Жамбылская область транзитная, то и немалое количество дорожно-транспортных происшествий объясняется большим объемом проходящего через нее транспорта. И как показывает мониторинг аварийности, с улучшением качества дорог снизилась тяжесть последствий крушений на трассе.
– Дорога стала безопасней, потому что вместо двух полос для движения появились 4 полосы, а наличие криволинейного бруса по оси дороги исключает встречные столкновения, – отметила Айжан Туганова.
Таким образом, разделительная полоса очень способствует безопасности, но появилась другая беда. Увеличилось количество ДТП, причиной которого становится езда по ровной дороге – при безмятежном вождении водителей за рулем нередко клонит ко сну.
– И мы принимаем другие меры для устранения причины, – говорит директор Жамбылского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол», – устанавливаем дополнительные знаки, используем устройство «электропастух» – сооружение, которое не допускает выход скота, бездомных собак, кошек, диких зверей на дорогу.
Проезжая по новой дороге, мы увидели воочию «шумовые полосы», о которых нам рассказала Айжан Туганова. Вернее, мы их ощутили, при наезде на такую искусственную полосу под колесами возникает мелкая вибрация. А такое барьерное ограждение, как криволинейный брус, предназначено для предотвращения съезда транспортного средства с обочины, а главное, не допускает выезда автомобиля на встречную полосу движения. Кроме того, барьер приглушает яркий свет от фар встречных машин, ослепляющий водителей.
Современный взгляд на безопасное движение призван снять львиную долю ответственности за ДТП на дорогах с водителя. Согласно новой концепции строительства надежных и комфортных автомагистралей, очень многие факторы закладываются в процессе их прокладки, а в дальнейшем безопасность немало зависит от того, как они обслуживаются.
Взять, к примеру, круговой перекресток, который еще называют «кольцевым пересечением», – поскольку транспортные средства замедляют скорость, начиная круговое движение, безопасность движения здесь выше. Даже при том же количестве ДТП их тяжесть снижается из-за меньших скоростей. Пропускная способность на таком перекрестке выше ввиду отсутствия светофора, к тому же в таких местах не так шумно и меньше выхлопных газов от работающих вхолостую двигателей.
Есть пешеходная дорожка
При проезде через переезд в поселке Шамалган обращают на себя внимание надземный пешеходный переход и идущий мимо него поток сельчан, пересекающих железнодорожный путь. Как заметил исполняющий обязанности директора Алматинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Болатбек Айтбаев, сооружение это появилось вслед за крупной аварией, когда в сентябре 2019 года поезд на переезде столкнулся с автобусом. Но жители поселка пересекают железную дорогу по старинке – по шпалам.
После несчастного случая на переезде, получившего большой общественный резонанс, продолжил Болатбек Айтбаев, началось строительство шестикилометрового участка «обход станции Шамалган», предусматривающего возведение эстакады, двух путепроводов и двух десятков водопропускных труб. Основным объектом этого проекта он называет большой путепровод через железную дорогу общей протяженностью 350 метров.
– На сегодняшний день выполняется значительный объем бетонных работ, – сообщил исполняющий обязанности директора Алматинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол». – Особенность этого объекта – применение технологии «келлер», то есть заливки грунтовых свай для устройства основания.
Это эффективный и универсальный метод укрепления грунта, когда земля смешивается с цементным раствором. Работы идут полным ходом и будут завершены в этом году. А злополучный переезд просто прекратит свое существование.
Таким образом, реализация проекта обеспечит беспрепятственный и безопасный переезд автомобильным транспортом железнодорожных путей на перегоне Шамалган – Аксенгир. Проект «обход станции Шамалган» несет и социальную нагрузку, поскольку поможет разгрузить транспортный поток на станции Шамалган, что не только улучшит экологическую обстановку, но и позволит уменьшить количество заторов, которые сегодня здесь можно увидеть каждый день.
Следующей нашей остановкой стал участок капитального ремонта автодороги в районе рынка «Алтын орда». 600-метровая эстакада поражает размахом ведущихся здесь работ. Реализация объекта призвана решить проблему с заторами, образующимися в часы пик при въезде автотранспорта в город и выезде из города, ведь эта автомагистраль остается сегодня единственным выходом в западном направлении. Помимо этого существует необходимость увеличения пропускной способности в этом районе ввиду огромного количества машин, приезжающих к крупным рынкам «Алтын-орда» и «Барлық» и торгово-развлекательному центру «Молл Апорт».
По проекту на участке общей протяженностью 3 километра 860 метров предусмотрено расширение проезжей части до 8–10 полос движения, строительство 3 надземных пешеходных мостов. Совсем недавно было завершено строительство разворотной эстакады по типу «подкова», и по ней в настоящее время осуществляется движение автотранспорта, что значительно разгрузило движение вокруг рынка «Алтын орда».
К работам привлечено свыше 100 человек персонала и 15 единиц техники, и по мере увеличения темпа и охвата работ количество работников будет увеличено до 170 человек, всего планируется использовать 29 единиц строительной техники. Основной фронт работ форсированными темпами ведется на главной магистральной эстакаде. Мы получили возможность понаблюдать, как ведется монтаж металлоконструкций под заливку монолитного пролета, идут работы по армированию и монтажу опалубки подферменных тумб на опорах. На наших глазах шел процесс заливки бетона в монолит пролетного строения.
На основной магистральной эстакаде требуется залить 61 тыс. тонн бетона и смонтировать 5 тыс. тонн арматуры. Затем необходимо будет уложить 17 тыс. тонн верхнего слоя покрытия из асфальтобетона, для чего используют мобильный асфальтобетонный завод мощностью выпуска 90 тонн в час готовой продукции.
Работы идут полным ходом, и по итогам года планируется их завершить и дать полноценный проезд по участку в районе рынка «Алтын орда». Что позволит разрубить еще один гордиев узел.
По ту сторону БАКАДа
Будущая Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога пройдет через территорию трех районов – Карасайского, Илийского и Талгарского.
– Социальная значимость проекта очевидна, – говорит директор ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции» Айман Жанузакова, – разгрузка города Алматы и его пригородов от перегруженного транспортного трафика. Посредством новой дороги мы сделаем лучше жизнь и в населенных пунктах в этих трех районах. За пределы города будет выведен весь транзитный транспорт, что самым благоприятным образом скажется на экологической обстановке. Мы осуществляем меры по смягчению воздействия, а также предусматриваем социальные меры. Думается, помимо того, что проект является частью международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, он имеет очень большую значимость для простого казахстанца.
Итак, 27,5 километра БАКАД пройдет по территории Карасайского района, еще по 19,2 километра приходится на Талгарский и Илийский районы. Из 66 километров дороги технической категории «1а» 52,5 километра будут 6-полосными, оставшиеся – 4-полосными. Реализация проекта позволит создать современную высокотехнологичную объездную дорогу вокруг Алматы на пересечении международных коридоров Западный Китай – Западная Европа, Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы – Хоргос (Шелковый путь) и Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск с вынесением транзитных потоков за пределы города. Путем снижения нагрузки на транспортную систему города можно улучшить экологическое состояние городских и пригородных территорий и исключить условия для образования «пробок» на основных «входах» в Алматы. Строительство новой современной магистрали несет повышение качества транспортного обслуживания, сокращение числа ДТП, обеспечение бесперебойного и безопасного движения, а также увеличивает транзитный потенциал и конкурентоспособность трансказахстанских маршрутов, снижает себестоимость транспортных услуг перевозчиков и экономит затраты на эксплуатацию автотранспорта.
Немаловажное значение имеет создание рабочих мест в период строительства дороги, где будет занято 3,5 тысячи человек, а в последующем и на обслуживании автомагистрали. Кредиторами этих благородных целей стали Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и Евразийский банк развития.
Строительство автострады предусматривает возведение 7 развязок, 31 моста и путепровода, 7 путепроводов тоннельного типа, 114 водопропускных труб. К работам привлечены 18 субподрядных компаний, которые задействованы в земляных работах и переносе коммуникаций и искусственных сооружений.
Пока ведутся строительно-монтажные работы на всем протяжении дороги, организовано временное передвижение автотранспорта по объездным дорогам с ограничением скорости движения в 40 км⁄час. Строительство на объектах на 95% обеспечивается дорожно-строительными материалами местного производства. Многие трудоустроенные за время строительства местные жители были обучены техническим специальностям. Как отмечает Айман Жанузакова, трудоустройство и занятость населения благоприятно сказываются на экономических показателях в регионе. А наплыв трудовых ресурсов, в свою очередь, ведет к росту потребления товаров первой необходимости и продуктов, производимых сельчанами, что стимулирует местное население переориентироваться на нужды строительных бригад.
– Строительство автомобильной дороги было начато в 2020 году, его завершение планируется к концу 2023 года, – сообщила нам Айман Жанузакова. Мы позаботимся и о жителях близлежащих вдоль дороги домов. Будут возведены шумоизоляционные экраны, которые защищают также от пыли и загрязненного воздуха. Предусмотрена компенсационная посадка зеленых насаждений, за каждое срубленное дерево будет высажено пять.
Можно подытожить, что сегодня в дорожной отрасли страны происходят позитивные перемены, и это видно невооруженным глазом. Масштабные работы развернулись на западе, востоке, юге и севере страны. Цель – создать современную, комфортную, качественную и надежную дорожную инфраструктуру.