Кошевки, салазки, возки и брички – ходовой товар на просторах Прибелушья. Причем огромным спросом здесь пользуется именно продукция, изготовленная мастером из села Акмарал Катон-Карагайского района. В течение лета Толкунбай Кайсенов успевает смастерить не менее полусотни деревянных изделий. Однако полный цикл саночного производства растягивается на целый год.
После короткого отдыха в сентябре мастер отправляется в березовую рощу, где не спеша любуется на золото опадающих листьев и по-хозяйски оглаживает шершавой ладонью белые стволы. По его словам, каждое дерево дает подсказку саночнику: то, что изогнуто, лучше всего подходит для хомутов и седел, с крепким стволом – для дуг, оглоблей и полозьев.
– Октябрь – единственный месяц в году, когда можно рубить березу, – говорит Толкунбай. – В это время из нее уходит сок, и дерево становится не только прочным, но и гибким, словно резина.
Не случайно кержаки рубили свои дома только в октябре. Деревянные срубы, которым по 100 лет и более, до сих пор стоят на алтайской земле.
Заготовленные осенью березки мастер хранит под навесом и только в мае принимается тесать топором их белоснежные стволы.
– Береза в это время года – самая податливая. А вот на дугу дерево следует брать только на рассвете. Если же срубил его и сразу согнул, изделие потрескается, – делится своими секретами Толкунбай Кайсенов.
Мастерству изготовления кошевок и салазок много лет назад его обучил отец, который в свое время привез из Алтайского края ветлу. Сегодня неподалеку от большого дома, где живет дружное семейство Кайсеновых, разрослась целая плантация этих гибких деревьев.
Каждый год Толкунбай рубит ветлу, а на освободившееся место садит новые саженцы. Двор мастера, который живет своей особой жизнью, распространяя далеко в округе звуковую симфонию рабочих инструментов, можно найти даже без подсказок местных акмаральцев.
На пригорке, рядом с домом удобно расположились мастерские, кузница, склады и всевозможные навесы. Здесь обтесанный материал не один день выпаривается, после чего его долгими часами гнут на специальном приспособлении. В руках мастера становится послушным даже металл, которым он для прочности обивает полозья.
Салазки с облучком и сиденьями, а также невероятно удобные кошевки от Толкунбая – просто загляденье. Такие не стыдно везти в столицу, что и делают, кстати, туристы, предпочитающие загранице отдых в Катон-Карагае.
Нет сомнений, что династия саночников Кайсеновых на Алтае никогда не прервется. В подмастерьях у Толкунбая – сын, а многочисленные внуки каждый день с большим удовольствием бегают к деду в мастерскую. Здесь всегда пахнет свежей древесиной, и на глазах у детворы рождается сказка.