В кредитных отношениях стран, людей, банков – вне зависимости от масштабов сделок – действует простое правило: кредитор всегда хочет быть уверен в ответственности, состоятельности и платежеспособности своего заемщика. При этом большое значение имеет качество кредитной истории, которую на протяжении продолжительного времени демонстрирует заемщик. И в этом смысле 22-летняя история партнерства Казахстана с группой ВБ весьма позитивна. Первый договор – несопоставимый по сумме с нынешним – составил всего 38 млн. долларов. Однако это был важный кредит, который, можно сказать, не только положил начало успешному сотрудничеству, но и открыл страну другим инвесторам. Об этом в ходе подписания вспоминали обе стороны, высоко оценивая многолетнее сотрудничество. В денежном выражении казахстанский портфель ВБ оценивается в 3,6 млрд. долларов, из которых уже освоены 1,5 млрд. долларов. Еще более важно экономическое значение кредитной поддержки: в республике благодаря этому реализуются десять инвестиционных проектов, дающих постоянные рабочие места и доходы тысячам казахстанцев.
– Мы полностью поддерживаем программу ускоренного развития Казахстана для создания индустриальной экономики, продвижения специальной государственной политики, которая будет поддерживать частный сектор, инновации и инвестиции в эти области, – цитирует российский сайт bankir.ru вице-президента Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Лору Так. – Мы также разделяем подход Казахстана, который заключается в том, что политические реформы должны способствовать повышению устойчивости к внешним потрясениям и продолжению постоянного экономического роста. Мы с большим удовольствием готовы продолжать нашу работу совместно с казахстанской стороной.
Безусловно, оценка ВБ зиждется не только на позитивной кредитной истории Казахстана: в условиях сохраняющейся экономической и финансовой турбулентности играет немаловажную роль и текущее экономическое состояние страны. Одно дело, когда государство просит средства для латания дыр, другое – для продолжения экономических реформ, модернизации, диверсификации, как Казахстан. И при этом имеет на их проведение четкую дальнесрочную стратегию и тактику, выработанные механизмы инвестирования, обеспечивающие экономический рост и возвратность средств. Ни одна национальная экономика не развивается прямолинейно, но здесь более важна для финансового сообщества кредиторов способность страны реагировать на вызовы и преодолевать их. Казахстан многие годы, даже в самую острую фазу кризиса, был и остается в положительной зоне роста ВВП как странового, так и на душу населения. Страна сохраняет положительное сальдо торговых операций на уровне 33,7 млрд. долларов.
На конец 2013 года, согласно официальным данным НБ РК, валовой внешний долг государственного сектора составил всего 5,7 млрд. долларов. При этом, согласно данным международной инвестиционной позиции Казахстана, объем внешних активов страны на ту же дату составил 177,1 млрд. долларов. То есть государственный сектор уже не первый год сохраняет по отношению ко всему остальному миру позицию чистого кредитора. Напомню, что при этом у Казахстана финансовая подушка безопасности достаточно велика. На начало апреля, согласно данным Национального банка, ЗВР страны выросли с начала года на 4,3%, достигнув показателя в 99,3 млрд. долларов.
Чем же при такой крепкой и устойчивой финансовой позиции привлекателен для республики кредит Всемирного банка? Аргументов несколько.
Во-первых, заем международного финансового института – это всегда долгие и относительно недорогие деньги.
Во-вторых, сам объем инвестиций. Такие деньги «поднять» в стране непросто: банки исходя из своих условий фондирования могут предоставлять суммы значительно меньшие, на непродолжительный период и по высоким ставкам. Инфраструктурные или масштабные производственные проекты, как правило, требуют большего срока для возврата инвестиций: поэтому заемщику нужны «каникулы» по выплате основного долга – до начала окупаемости проекта. И поэтому на подобное финансирование соглашаются либо крупные международные синдикаты, либо международные финансовые организации. Такие, как Всемирный банк в случае нынешнего кредита Казахстану.
В-третьих, государство, привлекая заемные средства на значимые для национальной экономики проекты, в том числе на программы стратегической диверсификации, получает возможность из собственных ресурсов – бюджета, или Нацфонда, как в нашем случае, – реализовывать национальные программы поддержки МСБ, выделяя через уже проверенные механизмы дополнительные средства.
Как известно, в Казахстане сейчас реализуется новая государственная программа, на которую в общей сложности выделяется 1 трлн. тенге. То есть вливания в экономику идут по нескольким каналам, тем самым обеспечивая ее диверсификацию, как отраслевую и географическую, так и структурную. То есть вся экономика насыщается инвестиционными ресурсами. Понятно, что одновременно расширяется и налогооблагаемая база за счет создаваемых субъектов экономики, в том числе в ненефтяном секторе. Это в полной мере устраивает крупных инвесторов, которые заходят в экономику либо по прямым государственным проектам, либо под гарантии государства. Для них это сигнал о том, что доходная часть бюджета наряду с крепкой финансовой позицией государства будут служить гарантией возврата заемных средств на протяжении долгого периода.
Есть и еще один позитив предоставленного займа: частные инвесторы, как правило, идут вторым эшелоном с некоторым лагом за международными финансовыми организациями. Стремясь, как старатели, первыми застолбить те инвестиционно привлекательные участки, которые обязательно возникают в непрерывно растущей экономике, как вдоль «золотоносной жилы». Так что есть основания полагать, что Казахстан вновь станет очень интересен и для новых частных иностранных инвесторов.
Динара ЮСУПОВА