Бизнесмены предлагают привлекать недобросовестных сотрудников акиматов и различных ведомств к материальной и даже уголовной ответственности. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» считает, что необходимо ввести жесткие меры наказания в отношении госслужащих, которые пытаются незаконно нажиться, создавая барьеры развитию бизнеса. Как правило, самое строгое наказание для сотрудников госорганов в таких случаях – увольнение. В это же время компания, для которой искусственно были созданы проблемы, может понести многомиллионные убытки, испортить репутацию или даже закрыться.
На семинаре были озвучены результаты исследования, проведенного независимой компанией во всех регионах страны по заказу НПП «Атамекен». Цель – выяснить, в каких органах больше всего распространена коррупция. Опрос предпринимателей показал, что в Алматы самыми корыстными оказались недобросовестные сотрудники Службы экономических расследований при департаменте государственных доходов. За свою лояльность они берут до 772 тыс. тенге. Чуть меньше за решение бюрократических проволочек просят у предпринимателей нерадивые работники управления государственных закупок и различные экологические службы. Их пособничество обходится предпринимателям в 500–600 тыс. тенге. Выяснилось, что не самыми коррумпированными оказались алматинские санэпидемиологи и сотрудники управления архитектуры и строительства, часто упоминаемые в антирейтинге. По словам экспертов, в целом по стране картина примерно одинаковая. В списке одни и те же управления и ведомства, разница только в стоимости их незаконных услуг. Больше всех за оперативное решение проблем готовы заплатить предприниматели Алматы и Астаны. В 2–3 раза ниже мзда в других регионах.
Заместитель директора палаты предпринимателей Алматы Кайрат Кудайберген считает, что убирать административные барьеры необходимо прежде всего на законодательном уровне.
– Одного предпринимателя проверяет 61 государственный орган, предъявляя 28 тысяч требований. Национальная палата предпринимателей предлагает оптимизировать систему госконтроля. Первое – отменить выборочные проверки. Второе – из 540 контрольных функций госорганов исключить 139. Третье – сократить число требований. Например, департамент по защите прав потребителей выставляет бизнесу 11 500 требований, из которых 9 347 уже удалось сократить. У департамента по ЧС к бизнесу 3 120 требований, 2 244 оказались неактуальны, их удалось отменить, – рассказал на семинаре Кайрат Кудайберген. Он призвал предпринимателей активнее участвовать в различных опросах общественного мнения и мероприятиях, направленных на выявление проблем бизнеса.